Когда в апреле 1979 дебютировал новый компакт Chevrolet (как модель 1980 года), стало ясно, что гигантская армада General Motors исполняет поворот «все вдруг». Переднеприводные модели объявились не только под «косым крестом», но и под марками Buick, Oldsmobile и Pontiac - разом. Линия X-body - единая корпоративная платформа, на которой создавались разнообразные варианты компактных легковушек.
Название Citation звучало странновато: при чем тут «цитата»? Хотя англо-американское citation – многозначное слово, и одно из его значений – благодарность в приказе по воинской части. Публичное поощрение – за новаторский подход к делу.
Предвестник моды
Модель Citation появилась сразу в нескольких вариантах: 3- и 5-дверный «хэтчбеки», а также 2-дверный 3-объемный седан. Компакт выглядел как надо: ладно скроен и крепко сшит. Вместе с тем, отточенной аэродинамикой новый Chevrolet не блистал: коэффициент сопротивления воздуха равнялся 0,417. Так себе. Маркетологи позиционировали Citation как 5-местную легковушку, и в салоне действительно размещались пятеро взрослых – вместе с поклажей. В интерьер не вторгался трансмиссионный туннель, так что пространство для ног имелось – и спереди, и во 2-м ряду. И для багажа место оставалось: при полной посадке по местам погрузочное пространство «хэтчбека» составляло 570 л. А при складывании спинок задних сидений грузовой отсек увеличивался до 1165 л; гибкая вариабельность.
Переднеприводный компакт Chevrolet рекламировался как автомобиль для молодых людей всех возрастов.
«Штатное» информационно-развлекательное и комфортное оснащение Citation не отличалось богатством: радио, вентиляция и отопление салона – плюс прикуриватель. А также средства защиты водителя и пассажиров: телескопическая рулевая колонка, пояса безопасности… Среди платных опций – кондиционер, электростеклоподъемники, регулируемая по углу наклона «баранка» Comfortilt, «круиз-контроль», часы, центральная блокировка дверных замков и т.д. Едва ли не любой каприз за ваши деньги.
Правильные пропорции, привлекательная внешность
Модели X-body стали первыми американскими легковушками с передними ведущими и поперечным силовым агрегатом. Двигатель стыковался с 2-вальной КПП, причем первичный вал коробки проходил соосно с коленчатым валом. Простое и элегантное решение, которое американский инженер Walter Christie предложил еще в начале XX в. Европейские автомобилестроители освоили схему Кристи в середине 60-х, и с конца 70-х переднеприводные легковушки создавались почти исключительно с силовыми агрегатами подобной конфигурации. Между прочим, У.Кристи и нам не чужой: в начале 30-х по его проекту в СССР создавались неординарные танки БТ. Такая вот перекличка…
В салоне более-менее свободно располагались пятеро взрослых.
Вообще-то первыми в США переднеприводными субкомпактами считаются Dodge Omni / Plymouth Horizon – на пару лет раньше, чем модели GM X-body. Однако Horizon и Omni представляли собой, в сущности, переименованные французские автомобили - Chrysler-SIMCA-Talbot. Тогда как Citation (а также близко «родственные» Buick Skylark, Oldsmobile Omega и Pontiac Phoenix) – натуральный американский продукт. Мало того, легковушки X-body стали первыми в мировом автомобилестроении с поперечно расположенной (спереди) V-образной «шестеркой» - бесспорно.
Передняя панель в стандартном и в «спортивном» оформлении. Рычаг КПП на колонке – или на полу между передними сиденьями.
Иначе говоря, компактный Chevrolet, который теперь выглядит обыкновенно и даже скучно, в 1979 произвел сенсацию. Модели GM X-body стали, по сути, законодателями новой моды, которая господствует во всем мире и посейчас. Агрегаты и узлы Citation монтировались на несущей структуре из тонколистовой стали (с передним подрамником). «Линейка» двигателей состояла из двух вариантов: заслуженный 8-клапанник Iron Duke 151 и новая V-образная «шестерка» LE2. Чугунные конструкции с верхними клапанами (толкающие штанги и коромысла), электронное бесконтактное зажигание. Рабочий объем «четверки» - 2471 миллилитр, степень сжатия – 8,2. С карбюратором Rochester двигатель выдавал до 91 л.с. (SAE «нетто») при невысоких 4 тыс. оборотов. Тогда как LE2 (степень сжатия – 8,5) литражом 2838 «кубиков» развивал с карбюратором Varajet II до 117 сил при 4800 мин-1. Неслабо по тем временам.
Оставалось позавидовать счастливым обладателям новой легковушки.
Кроме ручной 4-ступенчатой КПП (синхронизаторы на всех передачах), за доплату предлагался также 3-скоростной гидромеханический «автомат» THM-125. Что касается ходовой, то спереди у Citation стойки McPherson, а сзади легкая неразрезная балка на продольных направляющих рычагах (с поперечной тягой Панара). Винтовые пружины, поперечные стабилизаторы. В целом один в один с советским «Москвичом-2141». Покрышки размером 185SR (радиальный корд) монтировались на смешные, по нынешним понятиям, 13-дюймовые колеса. Штампованные, естественно, из стали. Реечный рулевой механизм за доплату оснащался гидросервоусилителем, «баранка» делала 3,5 (3,15 с сервоусилителем) оборота от упора до упора. Тормоза у Citation спереди с вентилируемыми дисками (диаметром 247 мм), сзади барабаны. Вакуумный сервоусилитель и, само собой, никакой ABS. По испытаниям 1979 года, со скорости 96,5 км/ч (60 миль) «хэтчбек» остановился на расстоянии в 43,9 м. Тогда такую дистанцию считали нормальной…
Компактный силовой агрегат выстроен по классической схеме Уолтера Кристи.
Автомобиль года
В длину 5-дверный «хэтчбек» насчитывал 4488 мм, в ширину - 1735, в высоту - 1349 (под стандартной нагрузкой). Колесная база - 2664 мм, колея - 1490/1447 мм. Снаряженный вес тест-автомобиля с V-образной «шестеркой» и 3-скоростным «автоматом» - 1235 кг (при «развесовке» по осям 63/37%). «Хэтчбек» в такой комплектации разгонялся, по испытаниям 1979 года, с места до 96,5 км/ч (60 миль) за 11,8 сек. Скорость достигала 170 км/ч (с ручной КПП). В среднем по тест-драйву, Citation расходовал 12,25 л бензина на 100 км пробега в городском режиме и 11,5 л на шоссе. На современный взгляд, не особенно экономичный автомобиль, но 3 десятка лет назад…
Такая компоновка стала типовой для переднеприводных автомобилей.
|
В 1979 дилеры запрашивали за 5-дверный Citation с 4-цилиндровым Iron Duke от 4.580 долл. («упакованная» тест-машина вылилась аж в 7.125 долл.). Подходящая цена для привлекательной легковушки, и новые компакты Chevrolet сразу стали расходиться как горячие пирожки. Сборочный завод в Оклахоме не справлялся со спросом, и покупателям приходилось ожидать свое приобретение подчас до 9 месяцев.
Автообозреватели с воодушевлением расписывали достоинства новой модели, а авторитетное издание Motor Trend присвоило Citation почетное звание «Автомобиль года 1980». В первый же год удалось продать 800+ тыс. переднеприводных Chevrolet; угар. Но вскоре наступило отрезвление: качество исполнения/сборки Citation оставляло желать много лучшего. Посыпались бесчисленные рекламации, и новая легковушка (вместе с «родственными» моделями Buick, Oldsmobile и Pontiac) побила все рекорды по количеству отозванных для отладки экземпляров…
«Хэтчбеки» Citation отличались гибкой вариабельностью полезного пространства.
Вдобавок сказались «детские болезни» переднего привода: так, компактный Chevrolet страдал «силовым» подруливанием при разгоне. Избавиться от неприятной особенности удалось только к 1982 модельному году. Кроме того, в 1982 двигатели оснащались впрыском бензина (электроника) – вместо карбюраторов. А также 3-компонентными каталитическими нейтрализаторами выхлопных газов. Максимальная мощность «шестерки» LE2 увеличилась до 137 л.с., лучше стала динамика автомобиля. Прогресс.
Но так или иначе, имидж Citation пострадал, и продажи резко упали. Всего с 1979 в свет вышел миллион 642,6 тыс. компактов Chevrolet, а посреди 1985 модельного года первую массовую американскую легковушку с передними ведущими сняли с конвейера. Взамен появились новые переднеприводные модели – разных марок. Смена курса состоялась.
В 1981 появилось спорт-исполнение X-11; полная гамма.
Иллюстрации Chevrolet, GM.