Наверное, нет особой необходимости объяснять, насколько состояние компонентов тормозной системы влияет на безопасность автомобиля, но почему-то многие владельцы не уделяют должного внимания ее диагностике.По статистике даже в такой стране как Германия в 70% случаев тормозные диски и колодки меняют только когда их износ превысит предельно допустимое значение, что уж говорить про Россию, где многие при ремонте используют тормозные диски и колодки с разборки.
Следует помнить, что эффективность торможения даже после замены компонентов тормозной системы скорее всего будет чуть ниже, чем у нового автомобиля. Тем не менее, использование качественных деталей позволяет приблизить к идеальному техническое состояние машины. На длину тормозного пути влияет множество других систем автомобиля, которые со временем изнашиваются. Тормозные колодки которые идут на первичную комплектацию автомобилей, обеспечивают более эффективное торможение, по сравнению с теми, которые поступают в розничную продажу.
Дело в том, что колодки для первичной комплектации дополнительно пропекаются, такая технология называется скорчинг, в результате они сразу обеспечивают эффективное торможение. А колодки, предназначенные для вторичного рынка, даже именитых брендов, как правило, такой процедуре не подвергаются, что позволяет производителям существенно снизить энергозатраты. То есть фактически в продажу легально поступают полуфабрикаты. Один из известных производителей компонентов тормозных систем, рекомендует для того, чтобы тормозные колодки начали работать эффективно – выполнить 60 плавных торможений с 80 до 30 км/ч и затем несколько резких. Причем при первых 200 – 300 км желательно избегать экстренных торможений, а что делать в случае аварийной ситуации? Также следует учесть, что почти все тормозные колодки недостаточно эффективно работают в холодном состоянии. То есть зимой в городских условиях эксплуатации с небольшими пробегами тормозной путь будет значительно длиннее, чем с прогретыми тормозами.
Во многом такая ситуация сложилась из-за слишком мягких законодательных требований к тормозным колодкам, в Европе до сих пор действует регламент ECE R90, согласно которому изделия тестируются всего по шести параметрам далеким от реальных условий эксплуатации. Это дает возможность недобросовестным производителям легально поставлять на рынок некачественную продукцию, зачастую тормозные колодки у них состоят всего из 3 – 4 компонентов, в то время как качественные изделия из 15 – 40. Поэтому к выбору колодок надо подходить очень тщательно. Поскольку стоят они не так уж и дорого, то лучше приобретать оригинальные в дилерских центрах. Они хотя и не столь хороши как для конвейерных поставок, но максимально приближены к ним по своим потребительским качествам.
Также можно доверять продукции именитых брендов, если покупка осуществляется у надежных дилеров и дистрибьюторов или в крупных автосервисах. Но здесь следует учесть, что у них тоже есть бюджетные линейки, поэтому лучше ориентироваться на премиальный сегмент. У многих именитых брендов есть специальные спортивные линейки тормозных колодок, стоят они в несколько раз дороже обычных, поскольку как правило подвергаются дополнительному обжигу, такой продукции можно доверять, дорогие колодки редко подделывают, по причине того, что спрос на них ниже из-за высокой стоимости. С контрафактом существуют определенные проблемы почти у всех производителей, подделать тормозную колодку просто, внешне почти невозможно отличить оригинальное изделие от некачественной продукции. Конечно с этим пытаются бороться, меняют дизайн упаковки, вводят различные голограммы, коды, но изготовители контрафакта тут же это все копируют. Интересно, что еще несколько лет назад производители запчастей просили указывать в статьях, какие они применяют защитные меры от подделок. А сейчас многие говорят, лучше не надо, производители контрафакта внимательно читают ваши издания!
Также следует учесть, что эффективность тормозной системы существенно зависит от состава фрикционного материала, из которого из которого изготовлены колодки. Европейские автопроизводители преимущественно используют металлосодержащие смеси. Такие тормозные колодки обеспечивают эффективное торможение даже в сложных условиях, но быстрее изнашивают диски и менее экологически чистые, поскольку при торможении выделяется много пыли. Поэтому американские и азиатские производители предпочитают использовать тормозные колодки с керамическими фрикционными материалами, они более экологичны, менее агрессивны к тормозным дискам, но более склонны к перегреву. Поэтому, если автомобиль эксплуатируется в экстремальных условиях, например, в горной местности, то предпочтительнее и безопаснее использовать колодки, в которых применяется металлосодержащий фрикционный материал.
Теперь о тормозных дисках. Обычно до предельного износа диск выдерживает 2-3 замены тормозных колодок, что соответствует примерно 100 000 – 120 000 км пробега. Однако в последнее время наблюдается такая тенденция, что срок службы тормозных колодок увеличивается, а дисков снижается. Нередко те и другие изнашиваются уже при пробеге 50 000 км. Вообще с точки зрения безопасности целесообразно одновременно менять диски и колодки, хотя это и дорого. Некоторые автопроизводители заказывают для первичной комплектации слишком мягкие тормозные диски, они обеспечивают эффективное торможение, но могут износиться уже при пробеге 20 000 – 30 000 км. Допустимый износ тормозного диска не более 1 мм с каждой стороны. Многие мастерские предлагают перед установкой новых тормозных колодок протачивать диски, чтобы убрать царапины. Однако делать это нецелесообразно, поскольку после такой процедуры остаточная толщина у них остается слишком небольшой, чтобы эффективно и безопасно работать до следующей смены колодок.
Также следует учесть, что если даже компоненты тормозной системы качественные, их можно вывести из строя в результате неграмотной эксплуатации. При установке колес обязательно должен использоваться динамометрический ключ, который необходимо калибровать не реже, чем раз в год, момент затяжки должен строго соответствовать предписанному автопроизводителем значению, иначе тормозной диск может деформироваться. После резкого торможения следует избегать проезда по глубоким лужам. Для увеличения ресурса тормозных колодок после остановки автомобиля следует отпускать педаль тормоза, поскольку в первые секунды после торможения колодки дополнительно разогреваются за счет более горячего диска.
При замене тормозных колодок также следует проверять состоянии суппортов, шлангов и других компонентов тормозной системы. Тормозную жидкость необходимо заменять через каждые два-три года или раньше, если этого требует инструкция по эксплуатации автомобиля.
Фото автора