CarExpert.ru

¬ј« 2101

¬ј« 2101

 


ѕоделись с друзь€ми:

VKontakte ќтправить в Livejournal —копировать в Ћирушечку ќпубликовать в Mail.ru Twitter Facebook | Email Email | ¬ерси€ дл€ печати –аспечатать

»стори€ "копейки": Fiat,  √Ѕ и кредитные игры

CarExpert.ru 28.06.2020

¬ј« 2101

—ергей ¬олков



 онец шестидес€тых годов ’’ века. јмериканцы высаживаютс€ на Ћуне. –ок-музыка рвет мировые чарты. –азгораетс€ сексуальна€ революци€. ѕандеми€ гонконгского гриппа уносит миллионы жизней. ј в ———– готовитс€ к выпуску модель, котора€ станет одной из важнейших в истории отечественного автопрома. ¬ј«-2101. ”дача, которую мы упустили.

»з »талии с любовью

¬начале было слово, и слово это было - Fiat. ¬ 1965 году италь€нска€ марка представила седан с индексом 124, который быстро обрел попул€рность у массового покупател€. ƒа, он не блистал изысканным дизайном. «ато в плане простоты и практичности мог дать фору многим конкурентам. Ќе зр€ через два года после дебюта журналисты авторитетных европейских изданий присудили ему титул "јвтомобил€ года".

ѕрототип ¬ј«-2101 FIAT 124
ѕрототип ¬ј«-2101 FIAT 124


—импатичную круглоглазую машинку пожелали выпускать и другие компании. ќдним из первых стал испанский SEAT, который приобрел права на выпуск "близнеца" под своей маркой в сходных комплектаци€х и дизайне. Ёти седаны быстро разлетелись по всему —тарому —вету.

«асветились они даже в киноклассике. ѕомните сцену из фильма јнтониони "ѕрофесси€: репортер", где телепродюсер в Ѕарселоне ловит такси, чтобы догнать героиню ћарии Ўнайдер? ѕодъехавша€ к нему машина и есть испанска€ верси€ Fiat-124.

ќдна из первых легковых Kia тоже была перелицованным Fiat 124
ќдна из первых легковых Kia тоже была перелицованным Fiat 124


ƒогнать и перегнать

¬ шестидес€тые спрос на легковушки рос и в ———–. ќднако получить заветные "колеса" могли немногие. ƒаже после организации выпуска "«апорожцев", массовые модели оставались дефицитом. ѕо статистике, один автомобиль приходилс€ примерно на 240 советских граждан. ƒл€ сравнени€, в —Ўј собственную легковушку тогда имел уже каждый третий.

ƒогнать и перегнать јмерику при Ѕрежневе желали не меньше, чем при ’рущеве. ¬опрос о создании нового современного автомобильного производства стал ребром. Ќо с чего начинать? ћнени€ у партийного руководства разделились.

Ќекоторые члены ÷  предлагали пойти по накатанной и использовать западные технологии, как это было с первыми "ћосквичами" и "«апорожцами". ƒругие выступили против. —екретарь ÷   ѕ—— ƒмитрий ”стинов за€вил: у нас и своих спецов хватает, поэтому модель должна быть советской.

»спытани€ первых ¬ј« 2101
»спытани€ первых ¬ј« 2101


ќкончательное решение прин€ли, чтобы угодить всем - вз€ть автомобиль у капиталистов и сделать его лучше "исходника", поставив на новый, современный конвейер. »нициативу одобрил лично генсек Ћеонид Ѕрежнев. “ак было положено начало ¬ј«у.

Ќе обидели и ”стинова. Ѕудущему министру обороны поручили курировать создание автомобильного производства в »жевске. —реди прочего, завод зан€лс€ выпуском "ћосквичей" из деталей, поставл€емых с ј«Ћ . Ќо это - друга€ истори€.

–одина слышит, родина знает

¬ыбор донора дл€ будущих "∆игулей" оказалс€ нелегким. «десь была важна не только экономика, но и политика. ќ том, чтобы копировать Ford или другого "американца", не могло быть и речи. Ќе прогибатьс€ же перед противником, которому мы недавно обещали показать кузькину мать!

≈вропейский автопром - другое дело. Ѕлаго, крепло сотрудничество с »талией и ‘ранцией, где были сильны позиции коммунистических партий. ѕо линии  √Ѕ стало известно, что италь€нский премьер јльдо ћоро прощупывает почву дл€ совместных экономических проектов с —оветским —оюзом. ј это могло ускорить переговоры по покупке технологий, да и поблажки при кредитовании были бы не лишними.




¬ажную роль в налаживании контактов сыграл Ћеонид  олосов, который работал в –име как собственный корреспондент "»звестий" и резидент спецслужб. ¬ своей книге "–азведчик в ¬ечном городе" он писал, что был лично знаком и с ћоро, и с президентом Fiat ¬итторио ¬алеттой.

— помощью  олосова удалось устроить визит ¬алетты в ———–, где и прошли переговоры. —оветска€ сторона пожелала купить лицензию на выпуск трех модификаций Fiat-124. Ќа их основе планировалс€ выпуск ¬ј« с индексами 2101, 2102 и 2103. »таль€нцы не возражали. Ќо со сделкой вышла заминка.  ак это часто бывает, все уперлось в финансы.

 редит недовери€

«а лицензию и технологии Fiat попросил гигантскую сумму - 320 миллионов долларов. ƒеньги ———– планировал вз€ть в кредит. ‘инансировать проект согласилс€ италь€нский государственный банк IMI. Ќо ставка в 7 процентов никак не устраивала советскую сторону. Ёто был сущий грабеж - почти на полтора процента дороже, чем средн€€ стоимость тогдашних международных кредитов.

—делка оказалась на грани срыва, и в дело снова вступила разведка. Ќаши агенты в –име вы€снили, что италь€нска€ сторона заинтересована в проекте не меньше ———–, но просто набивает цену. » тогда был пущен слух, что советское руководство уже почти завершило аналогичные переговоры с Renault, причем, на более выгодных услови€х.

»спытани€
»спытани€


ќчевидно, "утка" заставила побеспокоитьс€ италь€нцев. Ѕанк IMI быстро согласилс€ сбросить цену кредита до приемлемых 5,6 процента. Ёто экономило ———– дес€тки миллионов долларов. ¬ августе 1966 года контракт был подписан.

ƒело техники

ѕревращение Fiat в "∆игули" зан€ло еще более трех лет. »знеженный италь€нец оказалс€ не готов к нашим услови€м. ѕодвеска и кузов рассыпались на €мах, салон не держал тепло зимой, дисковые тормоза забивались гр€зью, а родной двигатель вообще был признан "бесперспективным" из-за особенностей √–ћ.




≈ще до подписани€ контракта советские эксперты провели тесты Fiat и посоветовали доработать проблемные узлы. ќбщими усили€ми наши и италь€нские инженеры внесли в модель более 800 изменений. ѕодвеска была усилена, клиренс стал выше. ћодернизирована трансмисси€ и двигатель, дисковые задние тормоза уступили место барабанным.

”дивительно, но даже в части комфорта и безопасности "∆игуль" оказалс€ лучше донора. ¬ салоне по€вились складные сидень€, которые могли превращатьс€ в спальные места. –учки дверей были признаны травмоопасными и изменили форму. ј еще ¬ј«-2101 получил наружное зеркало заднего вида, которого не было на "исходнике".

¬ј«-2101 на ¬олге (—амоквасов)
¬ј«-2101 на ¬олге (—амоквасов)


„асть доработок дл€ ———– италь€нцы потом использовали на своих Fiat.  роме того, тесты на советских просторах дали немало информации о поведении машины в экстремальных услови€х.

“ем временем дл€ "∆игулей" возводилс€ новый завод. ≈го заложили в 1967 году в “оль€тти. Ќа выбор места тоже повли€ла политика. √ородок —таврополь-на-¬олге за три года до этого был переименован в честь умершего ѕальмиро “оль€тти - главы италь€нской компартии.

¬ј«-2101 1975 г. (ƒемченко)
¬ј«-2101 1975 г. (ƒемченко)


ѕервые экземпл€ры ¬ј«-2101 сошли с конвейера в апреле 1970 года, ну а к августу началось полноценное производство. Ќовый седан оказалс€ очень удачным. ќн пользовалс€ спросом и на родине, и за рубежом, куда его экспортировали под брендом Lada. Ќу а доработанный движок с распредвалом в √Ѕ÷ неплохо поддавалс€ форсировке, что позвол€ло модели успешно выступать на международных ралли.

”вы, вместо дальнейшей модернизации "∆игулей" производители предпочли долгие годы "клонировать" первенца. јвтомобиль морально и технически устаревал, тер€л былой престиж и получил презрительное прозвище "копейка". ƒа и следующие легковушки советского "јвто¬ј«а" мало чем отличались от 2101. ќни остались в конце шестидес€тых, в то врем€ как мировой автопром стремительно летел в XXI век. Ўанс "догнать и перегнать" был безвозвратно упущен.




‘ото: јвто¬ј«

© CarExpert.ru

28.06.2020

ѕрочитано: 877 раз



ѕоделись с друзь€ми:

VKontakte ќтправить в Livejournal —копировать в Ћирушечку ќпубликовать в Mail.ru Twitter Facebook | Email Email | ¬ерси€ дл€ печати –аспечатать




–екомендуем прочитать:

¬ыбираем новое авто за 1 миллион рублей
¬ыбираем новое авто за 1 миллион рублей

ќбзор рынка

Mazda CX-30
Ќова€ звезда мегаполисов

Mazda CX-30

 ак не уснуть за рулем в дальней дороге
 ак за рулем не уснуть в дальней дороге

јвтомобильный двигатель.  аким он будет через п€ть лет?
јвтомобильный двигатель.  аким он будет через п€ть лет?

Ќеизвестные Ђ¬олгиї
Ќеизвестные Ђ¬олгиї

от √ј« 24 до 31029

Creta больше не эталон?
Creta больше не эталон?

ќбзор компактных кроссоверов 2020