История «круйзера» насчитывает добрые 55 лет, но славное имя не стареет. И не спадает интерес к «вседорожнику»: даже в тяжелом 2008 по белу свету разошлись 332 тыс. экземпляров Land Cruiser. Плюс 15% к предшествующему году!
В Латинской Америке тойтовский «спорт-хозяйственник» называют El Macho – сами понимаете… Land Cruiser Prado не стоИт на месте, и на IAA во Франкфурте обнародована новая модель «вседорожника». И как же «мачо» образца 2010 года в деле? Европейские обозреватели обкатывали 5-дверный «круйзер» и делятся впечатлениями; смотрим результаты тест-драйвов.
Суровый и стойкий
Внешне «круйзер» Prado 2010 мало отличается от предшествующей модели. Все тот же «вседорожник» намеренно грубоватых очертаний и уверенной осанки. От добра добра не ищут. Разве что прибавил 4-5 см в длину (за счет свесов, тогда как колесная база осталась прежней – миллиметр в миллиметр). Мощные бамперы, «дутые» крылья – и конечно же, подножки под дверными проемами. Классика off-road.
«Круйзер» преодолевает броды глубиной до 70 см.
Далеко забрался...
Как и прежде, обновленный «круйзер» выпускается в двух неодинаковых габаритах: «короткий» 3-дверный – и длиннобазный (с 5-ю дверями). «Малый» Land Cruiser берет на борт 5-х взрослых, тогда как «длинный» предлагается также и в 7-местном исполнении (3 ряда сидений). Причем в заднем ряду реально устраиваются взрослые пассажиры: есть место для ног – и потолок на голову не давит. Правда, при полной посадке в 3 ряда погрузочное пространство невелико, однако здесь опять же есть варианты. Скажем, при поездке вшестером спинка одного из сидений 3-го ряда складывается отдельно, что позволяет загрузить дополнительную поклажу. Тогда как сиденья среднего ряда передвигаются взад-вперед в диапазоне 135 мм; фирменная система Easy Flat (с сервомеханизмами) – уже в исполнении LC4. Гибкая вариабельность внутреннего пространства – весьма практично.
Передняя панель оформлена просто и функционально, а вот качество отделочных материалов не везде на уровне.
Сиденье водителя регулируется не только продольно, но и по высоте, многофункциональная «баранка» настраивается по углу наклона и вылету. Оформление интерьера органично гармонирует с внешним обликом: ничего экстравагантного, просто и функционально. Без декоративных излишеств, но продуманно до мелочей – в стиле Toyota Motor. Множество удобных «бардачков» и емкостей для разнообразной мелочевки, аккуратная отделка салона. А вот качеством отделочных пластиков обозреватели недовольны: поверхности местами жесткие и скользкие. Вместе с тем, покрытие выглядит стойким и долговечным; возможно, для «вседорожника» такой подход оправдан.
Вместительное и гибко вариабельное погрузочное пространство
Land Cruiser – недешевая легковушка с богатым информационно-развлекательным и комфортным оснащением. В «штатном» пакете сравнительно скромного исполнения LC3 числится приличная «музыка» с CD-плейером на 6 динамиков, гарнитура Bluetooth, «климат-контроль», электростеклоподъемники и электроприводы боковых зеркал (с подогревом). Ну а для LC4 и дорогого LC5 полагаются навигация HDD, «премиальная» стерео-система JBL (14 динамиков), передние сиденья с электросервомеханизмами регулирования и обогревом, 3-зональный «климат-контроль», кожаная обивка… Практически любой каприз за ваши деньги.
Техника безопасности тойотовская: многочисленные «подушки» (в их числе подколенная для водителя) и «занавески»; «активные» подголовники передних сидений защищают при ударе сзади. Да и габариты и масса «круйзера» сами по себе способствуют «пассивной» безопасности водителя и пассажиров. Суровый «мачо» надежно защищает своих подопечных.
Приличные манеры За рулем «круйзера» водитель устраивается эргономически правильно и комфортно, высокая посадка открывает круговую обзорность и дает уверенный контроль над дорожной обстановкой. Сиденья удобны и предлагают неплохую боковую опору – в самый раз для легковушки, способной двигаться с немалыми кренами (не только в виражах, но и по косогорам).
Для автомобиля снаряженным весом существенно за 2 тонны, Land Cruiser показывает на дорогах с усовершенствованным покрытием вполне приличную приемистость. По возможностям умеренно форсированного турбодизеля (впрочем, на некоторых рынках тойотовский «вседорожник» идет также с мощной «шестеркой» на бензине). Турбодизель удачно согласован с ручной 6-ступенчатой КПП, 5-скоростной «автомат» тоже неплохо справляется.
По части держания дороги и управляемости особенно интересна комплектация с AVS (Adaptive Variable Suspension – адаптивная регулируемая подвеска) и «активными» поперечными стабилизаторами KDSS (Kinetic Dynamic Suspension System). Пневматические упругие элементы (задняя подвеска) в паре с KDSS ограничивают боковые крены высоко сидящего «круйзера» - и плавность хода улучшается. Такой пакет полагается в сравнительно дорогих исполнениях LC4 и LC5; выходит недешево, но себя оправдывает.
Вместе с тем никаких иллюзий не нужно: на извилистых второстепенных дорогах «вседорожник» ведет себя заведомо не так как спорт-седан. Сказываются приподнятый центр тяжести – и неразрезный задний мост. Land Cruiser LC3 (со «штатной» ходовой) выказывает в связке поворотов заметную «валкость», а на неровном покрытии задняя ось норовит сползать - как у «волги» 3110 - к внешней кромке виража. Неустранимые особенности поведения, которые ограничивают «драйверские» амбиции человека за рулем.
Сила «круйзера» в другом: серьезный внедорожный потенциал. И между прочим, особенно хорош на рельефе 3-дверный Prado: короткая колесная база означает довольно острый «угол перелома» (не сядет на гребень рамой). Причем по части проходимости Land Cruiser 2010 еще продвинут по сравнению с предшествующей моделью. Речь идет, во-первых, о прикольном навороте под обозначением Steering Angle Display (демонстрация угла поворота): на мониторе по центру передней панели высвечивается реальная ориентация управляемых колес на грунте. В «штатном» пакете комплектации LC5; прикиньте.
Кузов «круйзера» опирается на мощную лонжеронную раму.
Во-вторых, система Multi-terrain Monitor (LC5): 4 телекамеры по периметру «вседорожника» отслеживают качение каждого из колес по рельефу. В сложной обстановке водитель все время в курсе происходящего; трудно переоценить. И в-третьих, Crawl Control (ползком под управлением) – тоже в пакете LC5. Электроника действует в одном из 5 режимов и позволяет автомобилю продвигаться с заданной – малой – скоростью на самом сложном рельефе. Водителю не приходится работать ни «газом», ни тормозом, и он может сосредоточиться на аккуратном рулении. Кто ездил по тяжелому бездорожью, знает: такая поддержка дорогого стОит.
У массивного «круйзера» вполне приличная плавность хода – особенно с пневмоподвеской. Звукоизоляция салона по-тойтовски тщательная, однако турбодизель в иных режимах прослушивается довольно отчетливо. И шум от набегающего на скорости воздуха тоже дает себя знать – сказывается внушительная лобовая площадь «вседорожника». По жизни обновленный Land Cruiser не свободен от недостатков, но в целом манеры у него достойные.
Неразрезный задний мост подвешен на направляющих рычагах и пневматических упругих элементах (опция).
Счет баллов
Пора подводить итоги. Количественный расклад по Land Cruiser Prado 2010 получился такой:
Внешность – 8 баллов (из 10 возможных). Обновленный Land Cruiser остается самим собой: солидный и крепко сбитый «вседорожник». А лучше всего он смотрится, когда обляпан природной грязью. «Хорошо».
Держание дороги и управляемость – 6. На грунте равных «круйзеру» немного, но он и на дорогах с усовершенствованным покрытием ведет себя на диво цивилизованно. Вместе с тем, «валкость» высоко сидящего автомобиля и сползание «кормы» в виражах с неровным покрытием удерживают водителя от излишне скоростных маневров. «Удовлетворительно».
Динамика – 6. Подвижный автомобиль – даже с не особенно мощным турбодизелем. И все же солидная масса, естественно, ограничивает приемистость «вседорожника»; только «удовлетворительно».
Комфорт и оснащение – 7. У «круйзера» неплохая плавность хода – и приличная шумоизоляция внутреннего пространства. Просторный салон аккуратно отделан (хотя качество пластиков не лучшее) и неслабо оснащен; «хорошо».
Безопасность и защита – 9. По методике Euro NCAP «вседорожник» не проверялся, однако сами его габариты и масса служат защите водителя и пассажиров (но не пешеходов). Плюс тойотовская техника безопасности - «активная» и «пассивная»; положим, «хорошо».
Качество и надежность – 8. Репутация изделий Toyota Motor - и Land Cruiser в частности – солидная. Качество исполнения и сборки тест-машины нареканий не вызывает; «хорошо».
Эксплуатационные расходы – 6. Как ни крути, массивный «вседорожник» не особенно экономичен по топливу – даже с турбодизелем. Издержки по обслуживанию и ремонту тоже немалые; «удовлетворительно».
В плюсе:
- выдающиеся внедорожные возможности (особенно в комплектации LC5);
- приличное поведение на дорогах с усовершенствованным покрытием;
- надежность и практичность.
В минусе:
- высокая цена (исполнение LC5);
- временами шумный турбодизель;
- дешевый пластик отделки интерьера.
Общая оценка – 8 баллов (из 10 возможных). Вместительный, надежный и довольно-таки комфортный внедорожник, пригодный для эксплуатации в самых разнообразных условиях. Если бы не цена…
Вердикт: рекомендуется. Классический «джип» в XXI в. Обновленный Land Cruiser оснащен полезной hi-tech мекатроникой, еще усиливающей его «вседорожный» потенциал.
Справка-объективка. Land Cruiser Prado 2010 построен на новой тойотовской платформе J120: кузов из тонколистовой стали и лонжеронная рама. Такая конструкция тяжелее, чем несущий кузов, тогда как жесткость у нее ниже. Однако на тяжелом бездорожье (крупные камни) рама защищает днище кузова от серьезных повреждений; своего рода преимущество.
Выбор силовых агрегатов небогат: 3-литровый 16-клапанный турбодизель 1KD-FTV из ряда D-4D. Или же V-образная 24-клапанная «шестерка» 1GR рабочим объемом 4 л – на бензине. Двигатель с воспламенением от сжатия развивает до 173 сил при невысоких 3400 мин-1, наибольший крутящий момент - 410 Нм. А цельноалюминиевый 1GR выдает до 282 л.с. при 5600 мин-1 – при наибольшем крутящем моменте 387 Нм. Турбодизель стыкуется с ручной 6-ступенчатой КПП – либо (за доплату) с 5-скоростным гидромеханическим «автоматом». Который в паре с мощной «шестеркой» полагается по умолчанию - без вариантов.
В общем без радикальных изменений. И постоянный полный привод (центральный дифференциал Torsen плюс понижающая передача в «раздатке») тоже как у прежней модели. Кроме того, принудительная блокировка заднего дифференциала (опционный off-road пакет); серьезная комплектация. А разница с прежним поколением «круйзера» в продвинутой электронике (пакет LC5), управляющей работой силового агрегата. Типа Multi-terrain Select, Multi-terrain Monitor, Crawl Control… Способствуют.
Ходовая у обновленного «круйзера» в принципе та же, что и раньше: спереди подвеска на двойных поперечных рычагах, сзади неразрезный мост (на направляющих рычагах с тягой Панара). Винтовые пружины, поперечные стабилизаторы. В пакете LC4 полагаются амортизаторы изменяемой жесткости KDSS (Kinetic Dynamic Suspension System – кинетическая система динамического регулирования подвески). А LC5 идет с пневматическими упругими элементами AVS (Adaptive Variable Suspension – адаптивная регулируемая подвеска) на задней оси; особенно ценно для «вседорожника».
Резина размером от 245/70R17 до 265/60R на легкосплавных 18-дюймовых колесах. Дорожный просвет 215-220 мм, причем Land Cruiser преодолевает броды глубиной до 70 см. Рулевой механизм «шестерня-рейка» с сервоусилителем VFC, тормоза «по кругу» с вентилируемыми дисками. В «штатном» комплекте ABS, VSC (Vehicle Stability Control – программа стабилизации автомобиля) и другие электронные помощники водителя.
Длина 5-дверного Land Cruiser Prado - 4760 (3-дверный - 4485) мм, ширина – 1885, высота – 1845 (1830); колесная база – 2790 (2450) мм, колея - 1605/1605. Коэффициент сопротивления воздуха - 0,35; при изрядной лобовой площади аэродинамический фактор получается не особенно выигрышным.
Снаряженный вес 3-дверного «круйзера» с турбодизелем и «ручкой» - от 2035 кг, 5-дверный тянет по меньшей мере на 2155 кг. С места до 100 км/ч «вседорожник» способен разогнаться за 12,4 сек. Объявленная максимальная скорость – 175 км/ч, а тяжелого топлива он расходует в среднем (EU5) 8,5 л на 100 км пробега. С мощной бензиновой «шестеркой» Land Cruiser набирает «сотню» за 9,2 сек. Но и средний расход горючего увеличивается до 10,8 л (бензин) на 100 км пути. Немало, но для легковушки такой массы и лобовой площади - в пределах разумного.
Особое мнение. В нашей стране у «круйзера» имидж неоспоримый. И располагай российские автомобилисты достаточными средствами, чуть не все пересели бы, небось, на японский «вседорожник». И правильно – ездить круглый год без опасений насчет разбитой колеи и снежных заносов.
Вот только Land ли Cruiser? А может, Touareg от «народного автомобиля»? Тоже «мачо»: дороже «круйзера» на 10-12% (в сравнимой комплектации), но зато кузов у «фольксвагена» несущий – без рамы. То есть, жесткость структуры заметно выше; во-первых. А во-вторых, независимая задняя подвеска (на двойных поперечных рычагах): плавность хода, держание дороги и управляемость. И как ни странно, проходимость даже лучше, чем у тойотовского «вседорожника». Трудный выбор.
Land Cruiser неплохо ведет себя также и на дорогах с усовершенствованным покрытием.
Фото Toyota.