«Йети» выходит на рыночную тропу! У Ford Kuga и Nissan Qashqai появился еще один серьезный конкурент. Автообозреватели активно обкатывают новый шкодовский «спорт-хозяйственник» (SUV) – или все-таки «переходник» (crossover)? - и спешат поделиться впечатлениями. СтОит прислушаться.
Многоцелевой компакт
Внешность Yeti вызывает неоднозначные эмоции: одни видят в нем практичный, ладно скроенный и крепко сшитый 2-объемник. Других своеобразный облик чешского «переходника» слегка настораживает: тяжеловатый фальшрадиатор в фирменном шкодовском стиле, странноватое оформление задних фонарей. И будто «рубленый топором» 5-дверный кузов с массивными бамперами, поставленный на колеса порядочного размера. Компактный и вместе с тем солидный «переходник» универсального назначения – без особых претензий на изящество линий.
Yeti грязи не боится!
Нестандартная внешность "йети" уже стала притчей во языцех.
Однако по мере знакомства с автомобилем он располагает к себе все больше и больше. По достоинству оцениваешь гибкую вариабельность внутреннего пространства и удобство посадки. Yeti позиционируется как 5-местная легковушка, и в просторном салоне действительно устраиваются четверо взрослых нехилой комплекции – свободно и с комфортом. Оформление и качество отделки интерьера соответствует стандартам «народного автомобиля»; впрочем, репутация самого по себе бренда Skoda теперь уже нисколько не уступает «родительской». И даже превосходит…
Сиденье водителя регулируется не только продольно, но и по высоте. Положение «баранки» настраивается по углу наклона и вылету. Задние сиденья перемещаются взад-вперед, а их спинки складываются (раздельно). Кроме того, при необходимости задний диван и вовсе удаляется из салона, и тогда погрузочное пространство увеличивается до масштабов минивэна. Фирменная система VarioFlex – в высшей степени практично. И качество отделки интерьера тоже весьма приличное: мягкие пластики, обивочные материалы привлекательной фактуры. В оформлении передней панели использованы детали от недорогого Roomster, а также от классного Superb; смотрится как надо.
Передняя панель конвейерного "переходника" выглядит проще, чем у выставочных прототипов. Однако же все на месте.
Задние сиденья нетрудно и вовсе удалить из салона.
Пакет информационно-развлекательного и комфортного оснащения зависит, естественно, от исполнения и цены автомобиля. В «штатном» списке самого скромного переднеприводного Yeti с 1,2-литровым TSI числятся радио Blues 1 с проигрывателями CD и MP3, кондиционер Climatic, электростеклоподъемники спереди и сзади, электроприводы боковых зеркал, релинги на крыше. Исполнения подороже укомплектованы, разумеется, богаче: бортовой компьютер c монитором Maxi DOT, акустика Jumbo Box, «круиз-контроль», «климат-контроль» Climatronic, застекленный люк в крыше (с электроприводом) и т.п. полезные и приятные вещи.
«Спорт-хозяйственник» укомплектован современной техникой безопасности - «активной» и «пассивной». В салоне до 9 «подушек» и «занавесок», спинки сидений с «активными» подголовниками. Предусмотрены гнезда для крепления детских сидений Isofix; «йети» примет на борт не только взрослых, но и малолетних пассажиров. Безопасность для всех.
Дилеры предлагают Yeti как в передне-, так и в полноприводном исполнении. Абсолютное большинство европейских покупателей выберет, видимо, моноприводный «переходник», тогда как российским автомобилистам он подойдет скорее с трансмиссией 4WD. Интересная легковушка для семьи среднего размера – на разные случаи жизни.
Живой характер
Приподнятая посадка водителя за рулем «спорт-хозяйственника» исключительно удобна: прекрасная круговая обзорность, удачно спрофилированное сиденье регулируется по нескольким направлениям и дает надежную боковую опору. И ход у Yeti довольно ровный и плавный – причем не только на шоссе с усовершенствованным покрытием. Обозреватели получили возможность испытать автомобиль также и на грунте – по ухабам и разбитой колее. Надо сказать, на сложном рельефе новая шкодовская легковушка показала себя неслабо: вне дорог «йети» 4x4 смотрится заметно лучше, чем рядовой «паркетник».
Причем в полноприводных исполнениях подороже водитель может переключить ABS, ESP и EDL (электронная блокировка заднего дифференциала) во «внедорожный» режим. Системы тогда работают особо «мягко» - так, чтобы ведущие колеса не срывали контакт со слабым грунтом. Плюс обычная теперь электроника hill start assistance (с места на подъеме) и hill descent control (управление спуском) – в расчете на «чайников».
Приемистость у чешского «спорт-хозяйственника» неплохая, - разумеется, по выбору силового агрегата. Yeti подвижен даже и с самым скромным из них – 1,2-литровым 105-сильным TSI, который идет только с передним приводом. Бензиновый 8-клапанник органично состыкован с ручной 6-ступенчатой КПП и в общем-то тянет нелегкую машину. А интереснее всего динамика полноприводного автомобиля с 1,8-литровым бензиновым TSI. Впрочем, с турбодизелем TDI максимальной мощностью 170 л.с. «йети» тоже разгоняется довольно бодро. Двигатели живо откликаются на «газ» и охотно набирают обороты - разве что за вычетом 110-сильного TDI, который заставляет активно работать «ручкой».
«Переходник» уверенно держит скоростной режим на шоссе, а на узких извилистых дорогах дает человеку за рулем реальное удовольствие от вождения. В самом деле, несмотря на приподнятый центр тяжести, Yeti превосходно управляется – ни дать, ни взять компактный спорт-«хэтчбек». Таки да - 5-дверный «хэтчбек» с увеличенным дорожным просветом и высокой линией крыши. «Прозрачный» руль правильно нагружен обратной связью, боковые крены в виражах на удивление невелики. Автомобиль цепко держит дорогу и послушно пишет кривые в связке поворотов; сказывается класс ходовой, которую Yeti позаимствовал от фольксвагеновского Golf. Плоды корпоративной унификации.
При довольно-таки «коробчатой» внешности «йети», шум от набегающего воздуха в салоне едва прослушивается. Звукоизоляция на уровне: на ходу никаких посторонних дребезгов и скрипов. Шкодовское качество исполнения и сборки автомобиля – прекрасная репутация марки.
В баллах
Впечатления обозревателей выливаются в количественные оценки – по ряду позиций. Расклад у «йети» вполне предсказуемый:
Внешность – 6 баллов (из 10 возможных) . Не сказать, что Yeti – самый стильный из компактных «спорт-хозяйственников»; кому-то его облик покажется странным и грубоватым. Хотя и не всем; «удовлетворительно».
Держание дороги и управляемость – 8. У «переходника» с приподнятой посадкой на удивление «легковые» манеры. «Йети» годится для пробегов по шоссе на «крейсерской» скорости, а на извилистых второстепенных дорогах дает реальное удовольствие от вождения. «Хорошо».
Динамика – 7. Наилучшую приемистость Yeti показывает с 1,8-литровым бензиновым TSI, укомплектованным трансмиссией 4WD. Тогда как «бюджетный» 1,2-литровый TSI более-менее уверенно тянет переднеприводный автомобиль; «хорошо».
Комфорт и оснащение – 8. У «йети» вполне приличная плавность хода – даже по не самым ровным дорогам. Пакет информационно-развлекательного и комфортного оснащения зависит от исполнения и цены автомобиля; «хорошо».
Безопасность и защита – 8. Хотя «йети» еще не проходил испытания «на удар» по европейской методике NCAP, результаты ожидаются приличные. «Активная» и «пассивная» техника безопасности на уровне; «хорошо».
Качество и надежность – 8. В последние годы бренд Skoda выглядит в рейтингах J.D.Power исключительно сильно. И впечатления от качества исполнения и сборки тест-экземпляров Yeti вполне положительные; «хорошо».
Эксплуатационные расходы – 9. Топливная экономичность лучше всего у переднеприводного исполнения с 110-сильным TDI. С 105-сильным TSI средний расход бензина тоже невелик. Затраты по обслуживанию и ремонту ожидаются в пределах разумного; «хорошо».
В плюсе:
- ровный ход и приличная управляемость;
- неплохие внедорожные возможности;
- просторный и привлекательно оформленный интерьер.
В минусе:
- причудливый дизайн;
- вялый характер 110-сильного турбодизеля;
- нечего добавить.
Общая оценка – 8 баллов (из 10 возможных). Практичный и привлекательный во многих отношениях, компактный «спорт-хозяйственник» Yeti заинтересует многих. Хотя кое-кого, возможно, насторожит своеобразный дизайн шкодовской легковушки.
Вердикт: рекомендуется. Похоже, чешским автомобилестроителям удалось соединить в одной упаковке целый ряд достоинств. Потенциальные покупатели оценят.
Справка-объективка. Новый «спорт-хозяйственник» Skoda создан на той же основе, что и полноприводный «универсал» Octavia Scout. То есть, на платформе VW Golf; прекрасный задел. Гамма силовых агрегатов тоже, естественно, от «народного автомобиля»: пара бензиновых «четверок» TSI и турбодизель TDI – в вариантах настройки.
Во-первых, TSI с непосредственным впрыском бензина в камеры сгорания, турбонаддувом и водо-воздушным «интеркулером». Цельноалюминиевая 8-клапанная конструкция (один-единственный распредвал): при диаметре цилиндров и ходе поршней 71 x 75,6 мм рабочий объем двигателя - 1197 «кубиков». Со степенью сжатия 10 мощность «четверки» достигает 105 л.с. при 5 тыс. оборотов, наибольший крутящий момент – 175 Нм в диапазоне 1500-3500 мин-1. Во-вторых, проверенный 1,8-литровый 16-клапанник TSI выдает до 160 сил при 6200 мин-1, максимальный крутящий момент – 250 Нм в интервале 1500-4500 мин-1.
А в-третьих, 2-литровый турбодизель TDI, который развивает до 110, 140 или 170 л.с. Как покупатель скажет. Двигатели комплектуются ручной 6-ступенчатой КПП, а «малолитражный» TSI стыкуется – за доплату - также и с «роботизированной» 7-скоростной DSG (переключение без разрыва потока мощности). Привод на передние колеса либо полный – посредством фольксвагеновской 4-motion (автоматическое подключение заднего моста через многодисковую муфту Haldex IV поколения).
Ходовая Yeti заимствована у «октавии» (читай Golf). Вернее, от приподнятого над дорогой полноприводного «универсала» Octavia Scout с высокой линией крыши. То есть, подвеска McPherson спереди, двойные поперечные рычаги («пространственная» схема) сзади. Кинематически совершенная конструкция – плюс дисковые тормоза «по кругу» (ABS, с полноприводной трансмиссией также ESP), реечный рулевой механизм с электросервоусилителем и другие грамотные инженерные решения. «Паркетник» катится на покрышках размером от 215/60R16. В исполнениях повыше классом идут легкосплавные колеса Spitzberg диаметром 17 дюймов; дорожный просвет у Yeti где-то около 18 см.
Длина автомобиля - 4223 мм, ширина – 1793, высота – 1691; колесная база – 2578 мм (один в один с «гольфом»), колея - 1541/1537. При полной посадке по местам емкость багажника – 405 л, а при выносе задних сидений она увеличивается до 1760 л. Снаряженный вес полноприводного «переходника» с 1,8-литровым TSI – от 1595 кг; изрядно для компактной легковушки. И все же динамика у него ничего себе: с места до 100 км/ч «йети» 1.8 TSI 4x4 способен разогнаться быстрее, чем за 8,5 сек. Объявленная максимальная скорость - 200 км/ч, средний расход бензина (EU) – 8 л на 100 км пробега. Исполнения с тем или иным из турбодизелей TDI, естественно, еще экономичней (во всяком случае, в литрах тяжелого топлива). И переднеприводный «спорт-хозяйственник» с 1,2-литровым TSI тоже. Однако россиянам вряд ли интересен «паркетник» без трансмиссии 4WD; национальные особенности условий эксплуатации.
Мощный турбомотор TSI работает на бензине; российский выбор.
Особое мнение. Обозреватели невысоко оценили внешность Yeti, а зря. И чем же он уступает, скажем, ниссановскому Qashqai? Нарочито грубоватый дизайн и в самом деле не каждому по вкусу, так ведь всем мил не будешь. Главное, у «переходника» есть свое лицо, и он не потеряется ни в транспортном потоке, ни на стоянке. И если одному из трех потенциальных покупателей чешский «снеговик» придется по душе, то шкодовский завод в городе Kvasiny не справится с платежеспособным спросом.
В том числе и со стороны российских автомобилистов: внутренний голос подсказывает, что в нашей солнечной стране «йети» пойдут как горячие пирожки. Причем понятно, в каком именно исполнении: конечно же, в основном с мощным TSI на бензине и трансмиссией 4x4. Недешево, но в самый раз.
Yeti уверенно чувствует себя на грунте.
Фото Skoda, Volkswagen.