Тест-драйв Toyota RAV4 |
||
Обзоры и тесты |
Характеристики Фото Отзывы |
|
Прогноз на завтра Журнал 4х4 Март 2006 |
Toyota RAV4
Игорь Губарь Проект концептуально нового автомобиля Toyota представила на токийском автосалоне еще в 1989 году. Это была легкая полноприводная трехдверка, и называлась она Recreational Activity Vehicle 4WD (полноприводной автомобиль для активного отдыха) - RAV4. Обсуждение проекта RAV4 началось ровно двадцать лет назад - в 1986 году. Интерес к активному отдыху, развивающиеся экстремальные виды спорта, которые требовали собственной культуры и антуража, навели маркетологов Toyota на мысль: нужен автомобиль, который хорошо вел бы себя в городе и на шоссе и при этом позволял бы преодолевать легкое бездорожье. Потенциальные покупатели - яппи, молодые профессионалы высокого класса, с деньгами и амбициями, но довольно еще демократичными запросами и жаждой нового. Что им нужно от машины? Управляемость, динамичность, бравый стиль и модные технические решения. Цена как у легковушки среднего класса или чуть больше. Объем салона решающего значения не имел, а вот отсутствие необходимости в сложных операциях с трансмиссией и «дружелюбный интерфейс» - обязательны. Узнаете тип автомобиля? Нынче такие называют кроссоверами, и их счет уже перевалил за дюжину. Перспективы у рынка по-прежнему самые радужные. И будучи первой в охоте за потребителем вот уже двадцать лет, Toyota не собирается упускать лидерство, что нам и было проиллюстрировано во время европейской презентации RAV4 нового поколения в Португалии. ЗАПАДНЫЙ ВЕТЕР Новое поколение RAV4 решительно новое! Лишь концепция и принципиальная схема связывают его с машиной, появившейся в 1989 году. Не желая томить, перечислю главные инновации: габариты заметно выросли, представлено несколько новых двигателей, появились новая 6-ступенчатая механическая и 5- ступенчатая автоматическая коробки передач, новые элементы пассивной безопасности, внедрены революционно новая система контроля стабильности движения и электроусилитель руля, изменился интерьер. Увы, не все свежие решения будут предлагаться на рынках Европы и России, но об этом позже. В целом же отчетливо видно влияние западных потребителей, требующих все больше автомобиля за свои деньги. Габаритные размеры новой Toyota RAV4 увеличились пропорционально, и кроссовер выглядит значительно крупнее предшественников. АVтомобиль стал на 130 мм длиннее, его база выросла на 70 мм. Это сказалось на комфорте водителя и пассажиров - длина салона увеличилась на 150 мм. Расстояние между передним и задним рядами сидений выросло на 55 мм. Благодаря новой геометрии задней подвески объем багажника стал на 20 процентов больше. Ширина машины увеличилась на 80 мм, а вот высота осталась прежней. В результате всех изменений улучшилась аэродинамика автомобиля: коэффициент Cx равен 0.31, что является очень хорошим показателем для компактных внедорожников. Для Европы предлагаются три мотора - один бензиновый и два дизельных, и три трансмиссии - две механики и один «автомат». В США будут продаваться Toyota с мотором 2.4 литра мощностью 166 л. с. и с новым, самым большим в сегменте 270-сильным 3.5-литровым V6. За океаном, кроме того, предлагается переднеприводная RAV4, к нам же попадут исключительно полноприводные версии. Самое же интересное - новые турбодизели. Оба имеют рабочий объем 2.2 литра, у обоих непосредственный впрыск, но мощность и крутящий момент разные. У одного 135 л. с. при 4000 об/мин и 310 Нм при 2000 об/мин. У более мощного 177 л. с. при 4000 об/мин и 400 Нм уже при 2000 об/мин. С таким двигателем RAV4 разгоняется до 100 км/ч за 9.3 секунды, потребляя при этом, по заявлению производителя, в среднем 7.6 литра дизельного топлива на «сотню». Мне таких показателей добиться не удалось: расход меньше чем 10.3 на сотню за два дня езды не упал ни разу. Мотор полностью алюминиевый и весьма легкий. Два распредвала в головке приводят в действие четыре клапана на цилиндр. Низкая степень сжатия - 15.8:1 - косвенно говорит о высокой надежности и выносливости мотора. С дизелем стыкуется только механическая коробка передач, зато 6- ступенчатая. В Россию дизели поставляться не будут... Почему? Мой ответ: потому что им самим не хватает. Ответ официальный: грязная солярка и морозы. А вообще машина со 177-сильным турбодизелем и «шестиступкой» мне почти не понравилась. Полка момента очень короткая. До 2000 оборотов мотор не тянет, потом пуляет, но числа в коробке подобраны не слишком удачно, да и избирательность не на высоте. Сюда бы следовало поставить пяти-, а то и шестиступенчатый «автомат» - и было бы счастье! Но нам его в любом случае пока не видать... Из бензиновых двигателей нам, россиянам, достался самый слабый - 2.0-литровый 4-цилиндровый. Его стыкуют с древним, туповатым 4-ступенчатым «автоматом» и 5-ступенчатой механикой. Мотор этот немолод, не слишком силен и для довольно тяжелой машины не подходит. Вот нам бы 3.5-литровую «шестерочку»! Или хотя бы 2.4-литровый мотор... С ним даже с архаичным «автоматом» было бы веселей, а пока японцы отводят глаза: мол, мы рассчитали рынок, спрос и все такое... Трудно в это поверить, когда пробуешь Toyota RAV4 с мотором 2.0 на ходу. Неужели европейцы не любят уверенный подхват и мощные двигатели? На самом деле я сгущаю краски. Даже с 2.0-литровым бензиновым двигателем и 4-ступенчатым «автоматом» Toyota RAV4 разгоняется до 100 км/ч за 12 секунд, а максимальная скорость обозначена в 175 км/ч. В принципе достаточно. КРЫЛЬЯ ТАЙФУНА Несколько озадачив динамикой, Toyota RAV4 очаровывает управляемостью и ездовым комфортом. Подвеска кроссовера самая комфортная в сегменте. Этого трудно ожидать, глядя на агрессивный дизайн машины. Впрочем, динамичный облик вполне соответствует острому и точному рулевому управлению. Вот, оказывается, где кроится мое недовольство двигателями и трансмиссией! От RAV4 ждешь спортивных повадок, резвости на грани резкости, подхватов и стартов с пробуксовкой (в том числе на сухом асфальте). Кстати, это 177-сильный дизель как раз может себе позволить. Так что разочарование динамикой возникает под влиянием великолепной работы рулевого управления с электроусилителем. Просто хочется большего! Что касается моих дифирамбов комфортной подвеске, то и тут есть ложка дегтя. Мягкость не значит мощность, и подвеска Toyota RAV4, прежде всего передняя и особенно на дизельном варианте, на поверку оказалась недостаточно энергоемкой. Если на асфальте этого не ощутить, то выезд на проселочную, а в нашем случае на лесную дорогу поставил передо мной жирный знак вопроса. При преодолении сравнительно небольших поперечных неровностей снизу спереди раздавался такой звук, будто я оторвал амортизатор и он сейчас кувалдой бухает по подрамнику... Там же, где пробивать подвеску было нечем, она вела себя образцово. В виражах не позволяла сильно крениться, не давала клевать носом при торможении и не вызывала продольную или поперечную качку на волнах дорог. Словом, подвеска Toyota RAV4 получилась почти американская, но с восточной утонченностью. Отдельная славная песня должна быть спета рулевому управлению. Руль, легкий как пух на стоянке, на 150 км/ч наливается свинцовой тяжестью. Точность и там, и там приятно удивляет. Реактивное усилие и «чувство нуля» просто-таки эталонные. На рывки рулем машина реагирует очень живо, а контролировать траекторию быстрого виража на грани срыва легко и просто. Вспоминая об органах управления, нельзя умолчать о тормозах, которые так же хороши, как и рулевое. Чувствительность на педали, возможность дозировать степень замедления, хватка отточены почти до идеала. Чего не скажешь о сцеплении. Хватает оно резко, где-то на середине хода, сама педаль вначале довольно тугая, а пройдя момент схватывания, проваливается до пола. Переключиться без рывка у меня получилось далеко не с первого раза. Тут, правда, есть вина и дизеля, с которым стыкуют 6-ступенчатую механическую коробку передач. Он очень быстро раскручивается после 1800 оборотов, а поскольку за тахометром все время следить не получается, то тут вам и рывки. Тормоза оснащены оригинальной опцией - системой помощи при подъеме по склону. Останавливаешься на подъеме, и чтобы не дергаться как «чайник», выжимаешь педаль тормоза, потом додавливаешь ее еще чуть, пока на панели не загорится желтая пиктограмма. АVтомобиль 2 секунды удерживается тормозами на склоне, можно спокойно тронуться. Система действует как вперед, так и назад. В дополнительное оснащение входит и система помощи спуска с холма, действующая аналогично той, что стоит на Land Rover. ПОЛНЫЙ ОХВАТ Самой инновационной разработкой, примененной в новом поколении Toyota RAV4, является система обеспечения безопасного движения - Integrated Active Drive System (IADS). Следит она буквально за всеми составляющими перемещения автомобиля в пространстве. Это и в самом деле система, состоящая из нескольких устройств с дюжиной датчиков, тремя вспомогательными контрольными центрами и объединенная центральным микропроцессорным мозгом. Действуя по трем фронтам - механизм полного привода, электроусилитель руля и система стабилизации, IADS обрушивает на критическую ситуацию контратакующий удар такой силы и скорости, каких раньше я не встречал. Краткий смысл происходящего понятен лишь из наглядной демонстрации. Ее нам устроили на летном поле военной авиабазы близ городка Синтра. Два поколения - прежнее и новое - выполняли одни и те же упражнения: торможение на миксте и змейку на специальном покрытии, смачиваемом водой, что приближало его характеристики ко льду. Я, как обычно, выступил с произвольной программой... Британец, который был инструктором на этом этапе испытаний, попросил меня не спешить на змейке и разогнаться до 30 миль в час. Ну я и дунул на 55 км/ч, по ходу прикидывая, что на 12-метровой змейке будет непросто на скользком-то, но справиться должен. Ага! Меня так крутануло на втором уже заходе, что мы под недовольный стрекот стабилизации сделали пируэт на 270 градусов, посшибав конусы. Британец схватился за голову: мол, моя вина, извините, сэр! Он, любезный, по привычке британской своей перепутал мили и километры... Разумеется, на 30 км/ч змейка проходима на обоих автомобилях, но насколько же проще и понятнее управляемость новой Toyota RAV4! Она все делает, кажется, сама. Да нет, не кажется, так оно и есть. Система безопасности движения при попадании, скажем, в снос, столь популярный на полноприводных автомобилях, не только «придушивает» мотор и притормаживает соответствующие колеса. В добавление к стандартным процедурам IADS активизирует работу электроусилителя, который не позволяет крутить руль не в ту сторону, а также задействует муфту полного привода, перераспределяя момент между осями. Кроме этого, система гибко перебрасывает момент во время буксования и диагонального вывешивания, старта на скользком и торможения на меняющихся по сцеплению поверхностях. МОРЕ СПОКОЙСТВИЯ Салон Toyota RAV4 нового поколения стал просторнее, это факт. Мне вполне комфортно и за рулем, и позади водительского кресла. Потолок не давит, в плечах свободно, коленкам просторно. Руль и передние кресла регулируются стандартным образом по углам наклона, вылету и расстоянию. Великолепно смотрится стандартный для всех версий Optitron - светящаяся панель приборов с большим оранжевым дисплеем бортового компьютера. В некоторых версиях применена система бесключевого доступа. При этом ключ с брелоком может лежать в кармане, а открывание дверей и запуск мотора осуществляются кнопками. Удивляет то, что пятая дверь Toyota RAV4 распахивается не по-европейски вправо. Это, естественно, неудобно, но японцы объясняют свое упорство факторами безопасности: якобы тесты показывают, что такая схема лучше... Отсутствие на пятой двери запаски в некоторых версиях обуславливается наличием патентованной системы Run-On-Flat, позволяющей ехать на спущенном колесе. К диску крепится своего рода фальш-обод, на который спущенная шина и опирается. У моих коллег колесо спустило уже на последнем участке тестовой трассы, к тому же забарахлила навигация. Я поехал в качестве лоцмана впереди, стараясь держать умеренный темп, однако ведомая машина периодически его сбивала, а ребята жаловались, что колесо сильно стучит и машина неважно себя ведет. Словом, если для европейца эта Run-On-Flat хорошо, то нашему, очевидно, если не смерть, то вероятные проблемы. Оригинальная система складывания задних сидений получила название Easy-Flat. Она была опробована на малолитражке Yaris нового поколения. Особенностью системы является то, что кресла можно сложить, вернее, откинуть спинки в пропорции 60:40 не только с помощью рукоятки на спинке, как это сделано во всех других машинах, но и с помощью своего рода курка в багажнике. Это удобно, если вы укладываете тяжелый груз, габариты которого не рассчитали. ПОГОДА НА РЫНКЕ Цена на Toyota RAV4 нового поколения начинается в России с $33 000. Это будет пятидверка с 2-литровым мотором и механической 5-ступенчатой коробкой передач. За $34 400 вам достанется машина с 4- ступенчатым «автоматом» и системой помощи при спуске по склону. Топ-версия стоит $37 800 и комплектуется рядом дополнительных опций, включая бесключевой доступ. Toyota никогда не была слишком уж дешевой, вот и RAV4 находится в верхнем ценовом сегменте рынка компактных кроссоверов, заняв место рядом с Land Rover Freelander 2.5 V6, Ford Maverick и Nissan X-Trail, несколько опережая корейские автомобили. Цена оправданная: отличное исполнение, божественные управляемость и комфорт плюс реноме марки. Тем не менее я бы порекомендовал подождать, а не сделают ли японцы еще один ход, выпустив чуть позже на наш рынок машины с 2.4-литровым мотором и 5-ступенчатым «автоматом». А если уж появится 2.2-литровый 177-сильный дизель, да с «автоматом», то выбор станет очевиден. Март 2006 |
Полная версия этой статьи с иллюстрациями доступна
на сайте http://www.club4x4.ru
Подробная информация о моделях в Автокаталоге
Прочитано: 3567 раз
|
Все обзоры и тест-драйвы Toyota
Рекомендуем прочитать:
Haval Dargo |
||
от ГАЗ 24 до 31029 |
Chery Tiggo 8 Pro e |
Обзор компактных кроссоверов 2020 |