Прежде говорили: Audi allroad, - и все прекрасно понимали, о чем речь. Даже еще проще: «олроуд». Значит, бесподобный A6 allroad quattro.
Теперь расклад сложнее: помимо «олроуда» A6 под 4-я кольцами выпускают также и A4 allroad. Вам нравится новая «четверка» Audi? Само собой, и в первую очередь вместительный и практичный «универсал» A4 Avant. И неудивительно; неотразимая легковушка – особенно в полноприводном исполнении quattro. Вот только дорожный просвет у «немца» маловат по российским условиям; снежной зимой может и не хватить – даже на улице крупного города.
Тогда как «паркетник» Audi Q5, на ваш вкус, где-то тяжеловат. И сидит высоковато, что не может не сказаться на держании дороги и управляемости автомобиля. То есть, вам нужен полноприводный «универсал» Audi с приличным дорожным просветом, наделенный, вместе с тем, ходовыми качествами спорт-седана. Реально ли такое сочетание достоинств? Как утверждают маркетологи Audi AG, их воплощает в себе A4 allroad quattro. Они активно продвигают новую модель под звучным девизом: «Автомобиль, который не знает границ». Возможно, преувеличивают – в обычной рекламной манере, но так ли уж сильно? Судите.
Легковой вседорожник
Идея легковушки повышенной проходимости в практике Audi не нова: с конца прошлого века под 4-я кольцами выпускается A6 allroad quattro. Слегка приподнятый над дорогой полноприводный «универсал» завоевал признание европейцев – в том числе и (состоятельных) россиян. Его также не без успеха экспортировали в Северную Америку – вплоть до 2005, когда спрос на «спорт-хозяйственники» стал резко сокращаться, и продажи allroad упали ниже коммерчески оправданного уровня. Тем более, что на подходе A6 очередного поколения, в модельной линейке которого наверняка вновь объявится «олроуд». А на сегодня есть еще и «малый» allroad – на платформе A4 последнего поколения.
Новый A4 allroad чуть крупнее «грузопассажирского» A4 Avant, от которого и «отпочковался» (хотя колесная база укорочена на 3 мм – компоновочные нюансы). Плюс неполные 2 см в длину, 1,5 см в ширину. А главное - увеличен дорожный просвет автомобиля – до реальных 18 cм. «Олроуд» отличается также кое-какими стилистическими деталями: так, чуть сильнее «оттопырены» крылья над 17-дюймовыми 7-спицевыми колесами, поверху идут багажные релинги, а днище кузова защищено спереди и сзади накладками из «нержавейки». Зрительно «вседорожник» стремительно динамичен: летит над дорогой словно корабль на подводных крыльях над волнами. На таком в дальнее плавание…
A4 allroad в самом деле способен съезжать с усовершенствованного покрытия на грунт.
И на шоссе «олроуд» ведет себя достойно.
В 5-местном «олроуде» столь же просторно, как и в A4 Avant; кузов у них один и тот же. Во 2-м ряду реально устраиваются трое взрослых (хотя вдвоем, естественно, свободней). И поклажу есть где разместить: при полной посадке по местам погрузочное пространство измеряется 490 л (VDA). А при складывании (раздельно) спинок задних сидений его вместимость увеличивается до 1430 л; немалые возможности. Правда, процедура складывания-раскладывания довольно хлопотная, - и пол багажного отсека получается не совсем ровный. Зато оборотный: с одной стороны у него мягкое покрытие, тогда как с другой – гладкое моющееся. По жизни практично.
Во всем виден признанный класс Audi: дизайн, эргономика, отделка. И вместе с тем, выраженная индивидуальность «вседорожника»: так, тканевая обивка исполняется в спецфактурах allroad (Tundra и др.). Плюс пара сортов кожаной обивки (Milano и Valcona), а также несколько комбинаций натуральная кожа/Alcantara. «Премиальный» уровень; тем не менее, обозреватели отметили неровное качество материалов отделки интерьера. И выбор фактуры панелей не везде удачный; впечатление такое, что спрос с легковушки Audi особый. Что ж, справедливо.
«Кокпит» A4 allroad смотрится великолепно.
Во 2-м ряду удобно устраиваются трое взрослых.
В списке «штатного» информационно-развлекательного и комфортного оснащения - стерео Concert с проигрывателем MP3, «электропакет», климат-контроль и многое другое. Среди опций числятся Bluetooth, навигация, сервомеханизмы регулирования передних сидений (с обогревом и вентиляцией), 3-зональный климат-контроль. А также hi-end «музыка» от Bang & Olufsen: 505 Вт, 14 динамиков. С песней по жизни.
По части техники безопасности A4 allroad практически не отличается от A4 Avant: по умолчанию, 6 «подушек» и «занавесок» и т.п. А за доплату предлагаются также «подушки» во 2-м ряду; у Audi заверяют, что легковушки с 4-я кольцами надежно защищают пассажиров. Подтверждается испытаниями «на удар» по новой методике EuroNCAP: 5 «звезд» для A4 Avant из 5 возможных. И насчет «олроуда» никаких сомнений.
Вместительное и практичное погрузочное пространство.
Много хорошего
Передние сиденья передвигаются по нескольким направлениям, «баранка» регулируется по углу наклона и вылету, так что водителю нетрудно устроиться за рулем. Круговая обзорность – благодаря щедрому остеклению - прекрасная. Передняя панель слегка перегружена приборами, дисплеями и мониторами, клавишами и маховичками, однако фирменный интерфейс MMI позволяет без напряжения управляться с бортовыми системами. Audi зовет в путь, и отказаться от такого приглашения трудно.
По сути A4 allroad представляет собой чуть приподнятый над ходовой поверхностью «универсал» A4 Avant quattro. И центр тяжести у «олроуда» несколько выше, однако на поведении автомобиля такая особенность практически не сказывается. Колея у него шире, чем у Avant quattro, и боковые крены в виражах если и усилились, то едва заметно. На дороге allroad показывает живую управляемость и послушно заруливает в поворот. Руль легкий и где-то даже «пустоват»; обратной связи на «баранке» маловато. В скоростном маневрировании ощущается.
Вместе с тем многоцелевой Audi стабилен на скорости – и приемистость у довольно массивной легковушки неслабая. В паре с «роботизированной» 7-ступенчатой КПП S tronic, 2-литровый TFSI тянет мощно и ровно. Подобно хорошему современному турбодизелю, но с «потолком» оборотов много выше 4 тыс.; «турболаг» практически незаметен. И S tronic под стать: передачи перещелкиваются молниеносно, но исключительно гладко. Правда, при переводе электроники Drive Select (управление силовым агрегатом, ESP и рулевым механизмом) в режим Dynamic, «роботизированная» КПП переключается излишне суетливо; лучше оставаться в Auto или Comfort. Или же вовсе обойтись без недешевой опции. Так или иначе, самый интересный силовой агрегат для тех, кто ценит не только универсальные возможности «олроуда», но и динамику. Российский выбор.
Что касается 2-литрового турбодизеля TDI, то он стыкуется с 6-ступенчатой ручной КПП – без вариантов. Приемистость, естественно, послабее, чем с TFSI, и «ручка» переключается не безукоризненно. Зато TDI дает заметный выигрыш по топливу; немалый плюс в глазах европейских автомобилистов. А лучше всего динамика с V-образной 3-литровой «шестеркой» TDI, укомплектованной АКПП S tronic. По испытаниям, allroad с таким силовым агрегатом разгонялся с места до 100 км/ч за 6,6 сек. И расход горючего умеренный; серьезная техника.
Нарекания обозревателей вызвала разве что плавность хода «олроуда»: на неровной дороге машину ощутимо потряхивает. Тут и вспомнишь пневматическую подвеску A6 allroad, тогда как у A4 винтовые пружины. Две большие разницы… Качество звукоизоляции именно такое, какого ожидаешь от Audi: шумы от силового агрегата и ходовой эффективно подавляются. И посторонние дребезги и скрипы не досаждают. Разве что на скорости слышен шум набегающего воздуха: сказывается немалая лобовая площадь приподнятой легковушки. Да немалая - так ведь хорошего автомобиля нужно много.
Счет в баллах
Достоинства и недостатки нового allroad налицо. И если выразить мнения обозревателей в количественных оценках, то баланс такой:
Внешность – 10 баллов (из 10 возможных). «Мужественный» облик – при несомненном родственном сходстве с «универсалом» A4. «Отлично».
Динамика – 9. Приемистость лучше всего с мощной «шестеркой» TDI. Но и с 2-литровым TFSI (в паре с 7-ступенчатой S tronic) динамика у «олроуда» неслабая; «хорошо».
Держание дороги и управляемость – 8. Несмотря на приподнятый центр тяжести, боковые крены у A4 allroad невелики. Руль «пустоват» (недостает «обратной связи»), но автомобиль стабилен на скорости и цепко держит траекторию в связке поворотов. «Хорошо».
Комфорт и оснащение – 9. Плавность хода у «олроуда» похуже, чем у Avant quattro. На скорости прослушивается шум набегающего воздуха. Информационно-развлекательное и комфортное оснащение на уровне Audi; «хорошо».
Безопасность и защита – 10. Модели ряда A4 успешно выдержали испытания EuroNCAP: 5 «звезд». allroad, видимо, тоже ничего себе. «Активная» и «пассивная» безопасность на высоте; «отлично»
.
Качество и надежность – 7. В последнем обзоре J.D.Power (по Великобритании) бренд Audi не попал в верхнюю «десятку» по степени удовлетворенности владельцев. И у обозревателей есть замечания по качеству отделочных материалов (а также по другим пунктам). Спрос с «премиальной» марки жесткий: только «удовлетворительно».
Эксплуатационные расходы – 8. A4 allroad экономичен по топливу – во всех вариантах силового агрегата. Издержки по обслуживанию и ремонту порядочные; тем не менее, «хорошо».
В плюсе:
- достойное поведение на дороге – как у A4 Avant quattro;
- солидная внешность;
- умеренный расход горючего.
В минусе:
- ограниченные внедорожные возможности;
- неудобный механизм складывания задних сидений;
- высокая цена.
Общая оценка – 8 баллов (из 10 возможных). Непонятно, кому нужен A4 allroad, когда есть замечательный Q5. Узко «нишевая» модель.
Вердикт: хорошо. Значительный скачок в цене по сравнению с A4 Avant не оправдывается скромным off-road потенциалом. A4 allroad выпадает из игры.
Справка-объективка. Технические отличия A4 allroad от Avant quattro невелики. «Линейка» двигателей ограничена пока тройкой вариантов: 2-литровый 16-клапанник TFSI (непосредственный впрыск бензина в камеры сгорания и турбонаддув) со степенью сжатия 9,6 развивает до 211 л.с. при 4300 мин-1. Наибольший крутящий момент (350 Нм) остается постоянным в диапазоне 1500-4200 мин-1; тяговитый агрегат.
Плюс пара турбодизелей TDI (с «сажевым» фильтром DPF): 2-литровая 170-сильная «четверка». И 3-литровый V-6 максимальной мощностью 239 л.с. при 4 тыс. оборотов; крутящий момент в диапазоне 1,5-3 тыс. оборотов достигает 500 Нм. Двигатели стыкуются с 6-ступенчатой «ручкой» - либо с 7-ступенчатой S tronic (кроме 2-литрового TDI). Бесподобная «роботизированная» КПП (2 сцепления, 7 передач и переключение без разрыва потока мощности!) работает либо автоматически, либо в режиме принудительного управления.
В паре с «роботизированной» S tronic, фирменная quattro образует одну из самых продвинутых современных трансмиссий. Постоянный полный привод – в отличие от периодического подключения 2-го моста; все 4 колеса гребут без перерывов. Несимметричный центральный дифференциал Torsen по умолчанию делит крутящий момент двигателя в пропорции 40/60 – в пользу заднего моста. Такое распределение придает автомобилю слегка выраженные «заднеприводные» манеры; «драйверам» понравится. Ну а при проскальзывании колес Torsen мгновенно перебрасывает до 65% тяги на переднюю ось – либо до 85% на заднюю. Хотя жесткая блокировка дифференциалов не предусмотрена – и понижающей передачи в «раздатке» нет. Не взыщите.
Главная особенность в том, что «олроуд» посажен над ходовой поверхностью на 37 мм выше, чем Avant quattro; немного, но разница есть. Спереди и сзади у A4 allroad кинематически совершенная подвеска на двойных поперечных рычагах (никаких стоек McPherson); винтовые пружины, поперечные стабилизаторы. Покрышки размером 225/55R монтируются на 17-дюймовые обода, за доплату предлагаются 18-дюймовые колеса. Реечный руль работает с сервогидроусилителем Servotronic, причем в виде опции предусмотрен рулевой механизм dynamic steering – с переменным передаточным числом. Под стать солидной массе автомобиля тормоза с дисками «по кругу» (вентилируемыми спереди). В «штатный» пакет входят ABS и ESP – вместе с фирменной ORD (Offroad Detection – автоматическое распознавание характера ходовой поверхности). Электроника берет на себя все больше.
A4 allroad quattro: бесподобная техника Audi.
Длина A4 allroad - 4721 мм, ширина – 1841, высота – 1495; колесная база – 2805 мм, колея - 1583/1574 мм. Чуть шире, чем A4 Avant, и заметно выше. Аэродинамика у allroad посредственная: коэффициент сопротивления воздуха - 0,34. При лобовой площади 2,24 м2 аэродинамический фактор равен 0,76. Не особенно выигрышно. Снаряженный вес A4 allroad с 2-литровым TFSI и «ручкой» – от 1690 кг, а с «роботизированной» S-tronic на 35 кг тяжелее. С места до 100 км/ч автомобиль с той и другой КПП разгоняется одинаково быстро – за 6,9 сек., объявленная максимальная скорость - 230 км/ч. А по среднему расходу бензина (EU5) есть легкая разница: 7,9 л с «ручкой» и 8,1 л – с «роботизированной» КПП.
С 3-литровым TDI и АКПП S-tronic «олроуд» тянет на все 1840 кг. Тем не менее, с места до «сотни» автомобиль разгоняется за великолепные 6,4 сек. Объявленная максимальная скорость - 236 км/ч, а тяжелого топлива A4 allroad сжигает в среднем лишь 7,1 л на 100 км. С 2-литровым TDI и ручной КПП средний расход горючего уменьшается и вовсе до 6,2 л. Правда, и время разгона до 100 км/ч ухудшается тогда на 2,5 сек., а «максималка» снижается до 213 км/ч. Разве слабо?
Несимметричный межосевой дифференциал Torsen – центральное звено трансмиссии quattro.
Особое мнение. Европейские обозреватели выкатили замечательному Audi оценку «посредственно»… И неудивительно: им просто непонятно назначение такой легковушки. К чему она?
Тогда как по российским условиям эксплуатации «олроуд» – именно то, что нужно. Особая статья: автомобиль на все случаи жизни – в роли единственного в семье. В небедной семье, поскольку модель, к сожалению, совсем не дешевая. Так что когда бюджет позволяет, выбирается, конечно же, A4 allroad. А ежели поджимает, то Subaru Outback. И вся мораль.
С передка и с «кормы» A4 allroad защищен снизу накладками из «нержавейки».
Фото Audi.