Название Audi над 4-я кольцами возникло 45 лет назад. И с тех пор завоевало такое признание во всем мире, что какое изделие ни предложи под знаком Audi, на рынке оно пойдет влет. Наверное, даже «ока»… Вот очередное подтверждение гипотезы: компактный «хэтчбек» A1.То есть, стилизованный Polo V от «народного автомобиля», но под 4-я кольцами. Badge-инжиниринг – вполне разумный подход. Так что же – удался малый Audi? Посмотрим внимательней.
Премиум-компакт
A1 дебютирует в виде 3-дверного «хэтчбека» (позже ожидается также и 5-дверный) размерного класса B. Сходство с близко «родственным» Polo в глаза не бросается – как бы другая легковушка. Модель Audi – причем не только по характерному вырезу фальшрадиатора. И в силуэте «хэтчбека» тоже проступает что-то до боли знакомое: характерная линия крыши ТТ?
Передок у нового субкомпакта фирменный.
Линия крыши слегка выгнута – как у TT.
Индивидуальность автомобилю придают выразительные передние светоблоки (светодиоды не только спереди, но и сзади). А также особая окраска передних и задних стоек кузова – «в контраст». Предлагается как опция. В общем и целом, смотрится новая модель интересно и привлекательно; дамам понравится. Причем позиционируется «премиальный» A1 как 4-местная легковушка – без претензий на посадку впятером. Тогда как четверо взрослых устраиваются без тесноты - и довольно удобно. Правда, во 2-м ряду рослые пассажиры чувствуют макушкой потолок; сказывается выразительно выгнутая панель крыши. Стильно, но не особенно рационально.
Передняя панель в функциональном стиле Audi.
Сиденье водителя регулируется не только продольно, но и по высоте. Тогда как «баранка» настраивается и по углу наклона, и по вылету; современная эргономика. Интерьер оформлен просто и где-то даже консервативно, дизайн передней панели выполнен в функциональном стиле Audi: грамотно - и глаз радует. Повсюду знаменитое фирменное качество: аккуратная подгонка панелей с неширокими и ровными зазорами, «премиальные» отделочные пластики. Обивка из тканей приятной фактуры; ни дать, ни взять, A4 - или даже A6! Так и задумано.
Во 2-м ряду только 2 места – без вариантов.
При полной посадке по местам вместимость багажника – скромные 270 л. Но за счет складывания спинок задних сидений (раздельно) погрузочное пространство увеличивается до 720 л. Совсем не мелко. Не только симпатичный субкомпакт, но и практичный. И упакован как настоящий Audi: в «штате» даже самых скромных исполнений «музыка» Chorus (CD-плейером и MP3), «климат-контроль» и много чего еще. У A1 современная техника «пассивной» безопасности – и «активная» защита на уровне. Новый Audi еще не подвергался испытаниям «на удар», однако «родственный» Polo V показал по методике Euro NCAP прекрасные результаты. Надо думать, A1 не слабее.
Комфортный хэтчбек
От «премиальной» легковушки ждут комфорта и удобства – даже от субкомпактной. Такой как A1. И малый Audi не обманывает ожиданий: ход у автомобиля довольно плавный и ровный – причем не только на дороге с усовершенствованным покрытием. Никаких возражений против плавности хода; вопрос в том, не за счет ли держания дороги и управляемости?
Первые впечатления от A1 в движении вполне положительные. Особенно в городских условиях: легковушка послушна водителю, радуют ее маневренность и живость откликов. В городе, тогда как на извилистых открытых дорогах у нового Audi проступают не лучшие манеры, характерные для переднеприводных автомобилей. Выраженная недостаточная поворачиваемость ограничивает возможности «драйвера» в связке поворотов, - и электронная имитация дифференциала повышенного трения мало что меняет.
Обратная связь на «баранке» слабовата, и водитель недополучает информацию о том, что происходит под колесами. В виражах ощутимы боковые крены; нет, не mini Cooper. Скорее Polo; все сходится. А вот в разгонной динамике A1 вполне способен помериться силами с соперником. Во всяком случае, в исполнении с 122-сильным TFSI – один в один с «мини» Cooper. И 7-скоростная DSG чудо как хороша – и в автоматическом режиме, и под принудительным переключением. Понятно, что малый TFSI не впечатляет тягой, - зато 105-сильный турбодизель разгоняет легковушку как надо. И топливо сберегает; жаль, российские автомобилисты не ценят…
Пожалуй, самое сильное впечатление оставляет звукоизоляция салона. «Хэтчбек» аккуратно исполнен и плотно собран: водителю и пассажирам не досаждают посторонние дребезги и скрипы. «Премиальный» класс. Но когда у Audi компактный A1 «позиционируют как «самую спортивную модель в своем классе», то слегка преувеличивают. Возможно, - если не вспоминать Mini Cooper S. И фордовскую «фиесту». Вот и американские обозреватели поначалу посетовали, что в США A1 объявится нескоро. А после близкого знакомства с новой моделью заявили, что и сожалений никаких…
Арифметический баланс
Переведем субъективные впечатления в количественные оценки и подведем итоги. Расклад драматический:
Внешность – 8 баллов (из 10 возможных). Облик A1 вовсе не «ретро» - и не особенно экстравагантный. Крепко сбитый «хэтчбек» в стиле «юнисекс» никого не оттолкнет; «хорошо».
Держание дороги и управляемость – 6. Новый Audi неплохо смотрится в городском потоке, но на открытых дорогах поведение «хэтчбека» не дотягивает до самых высоких стандартов. «Удовлетворительно».
Динамика – 6. С 122-сильным TFSI новый Audi показывает неплохую приемистость и скоростные возможности. Тогда как 1,2-литровый 8-клапанник слабоват; «удовлетворительно».
Комфорт и оснащение – 10. Субкомпактный «премиальный» класс; «отлично».
Безопасность и защита – 8. A1 еще не подвергался испытаниям «на удар» по методике Euro NCAP. Тогда как Polo V уже заработал высшие оценки. Видимо, новый Audi не слабее; авансом «хорошо».
Качество и надежность – 10. Разве кто сомневался? «Отлично».
Эксплуатационные расходы – 8. A1 экономичен по топливу – даже с самым мощным из двигателей. Издержки по обслуживанию и ремонту порядочные, зато перепродажная стоимость сохраняется неплохо. В общем «хорошо».
В плюсе:
- класс исполнения и отделки, необычно высокий для субкомпактов;
- багажник приличной (для субкомпакта) вместимости;
- заимствованный от A8 электронный «посредник» MMI.
В минусе:
- качественная, но скучноватая отделка интерьера;
- не столь активное поведение и не такие живые отклики, как у Mini;
- то обстоятельство, что A1 обречен на успех, - невзирая на критику.
Общая оценка – 8 баллов (из 10 возможных). Настоящий «премиум»-субкомпакт.
Вердикт: Рекомендуется. С одной стороны, прекрасное качество изготовления и сборки, класс отделки и передовая техника. А также довольно вместительный багажник. С другой стороны, консервативный дизайн - и удовольствия от вождения немного.
Справка-объективка. Audi A1 создан на фольксвагеновской платформе PQ25, на которой уже выпускается Polo V и новая Ibiza от «дочернего» испанского SEAT. Внутрикорпоративная унификация.
И что касается техники, то она практически целиком от Polo. «Линейка» силовых агрегатов открывается 1,2-литровым 8-клапанником TFSI на бензине. Двигатель работает с непосредственным впрыском бензина в камеры сгорания, турбонаддувом и промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха. Цельноалюминиевая конструкция: при диаметре цилиндров и ходе поршней 71 x 75,6 мм рабочий объем двигателя - 1197 «кубиков». Со степенью сжатия 10 максимальная мощность «четверки» - 86 л.с. при невысоких 4800 мин-1, наибольший крутящий момент – 160 Нм. Немного, но у TFSI немалый (скрытый) потенциал, и в зависимости от настройки он сможет развивать 100-110 сил. Легко. Есть также 1,39-литровый 16-клапанный TFSI, который выдает до 122 л.с. и до 200 Нм крутящего момента; тот и другой двигатель оснащен устройством start-stop, которое глушит его при всяком удобном случае.
Компактная и экономичная 1,2-литровая «четверка» TSI.
Помимо бензиновых «четверок», предлагается новый 1,6-литровый турбодизель TDI с электронноуправляемой системой впрыска топлива common rail и «сажевым» фильтром. Для A1 его настраивают на 105 сил максимальной мощности; резервы еще есть. Двигатели стыкуются с ручной 5-ступенчатой КПП, - кроме 1,39-литрового TFSI, который идет с 6-ступенчатой «ручкой». А за хорошую доплату бензиновый 16-клапанник комплектуется 7-ступенчатой «роботизированной» DSG (2 сцепления, переключение без разрыва потока мощности). Сильная комбинация. Насчет полного привода quattro речь не идет; может, позже…
Ходовая в общем и целом заимствована у Polo: спереди стойки McPherson, сзади – на сопряженных продольных рычагах. Винтовые пружины, поперечные стабилизаторы. Разница в нюансах: подбор опор, пружин, стабилизаторов, характеристик амортизаторов. Резина у A1 размером от 185/60R15 в самых скромных исполнениях до 205/55 R15 с двигателями помощнее. А за доплату предлагаются покрышки 215/40R на 17-дюймовых легкосплавных колесах. Рулевой механизм «шестерня-рейка» с электрогидроусилителем Servotronic. Тормоза «по кругу».дисковые; ABS и ESP по «штату». Класс «премиум».
Ходовая у нового Audi в общем и целом как у Polo V.
Агрегаты и узлы «хэтчбека» собраны на несущей структуре повышенной жесткости - с обширными зонами «программируемой» деформации. Длина нового Audi - 3954 мм, ширина – 1740, высота – 1416. Колесная база - 2469 мм (разница с Polo - 1 мм), колея - 1477/1471 мм. Снаряженный вес 3-дверного «хэтчбека» с 1,2-литровым TFSI – от 1115 кг, а с 122-сильной «четверкой» и DSG – от 1200 кг. Соответственно и динамика: A1 с малым 8-клапанником и 5-ступенчатой «ручкой» способен разогнаться с места до 100 км/ч за 11,7 сек. Не впечатляет. Объявленная максимальная скорость – 180 км/ч, средний расход бензина (EU5) - 5,1 л на 100 км пробега.
С 122-сильной «четверкой» TFSI и 7-ступенчатой DSG гораздо веселей: разгон до «сотни» быстрее, чем за 9 сек., максимальная скорость - 203 км/ч. Тогда как расход бензина – в среднем 5,2 л на 100 км пути. Практически тот же самый! Динамика с 1,6-литровым TDI тоже неплохая: разгон до 100 км/ч за 10,5 сек, «максималка» – 190 км/ч. Причем в среднем A1 с турбодизелем сжигает меньше 4 л тяжелого топлива на «сотню» пробега. Сбережение невозобновимых ресурсов - благое дело.
Особое мнение. Если кому нужна легковушка непременно с 4-я кольцами, но бюджет не «резиновый», то A1 может послужить утешением. Чтобы при случае ненавязчиво дать знать: «У меня Audi». Звучит.
Хотя Mini Cooper звучит не хуже. И удовольствия от вождения гораздо больше. Правда, и обойдется Cooper тысячи на полторы евро дороже (в Европе), чем A1 со сравнимым силовым агрегатом. А если слишком дорого, то фордовская Fiesta – не ошибетесь.
«Корму» украшают светодиодные фонари – и двойной выхлоп (в исполнении с мощным TFSI).
Фото Audi.