CarExpert.ru

ГАЗ 3102 «Волга»

ГАЗ 3102 «Волга»

 



Поделись с друзьями:

Email Email | Версия для печати Распечатать

Неизвестные «Волги». Часть 5. Машина, которая пережила страну

CarExpert.ru 25.07.2020

ГАЗ 3102 «Волга»

Сергей Дьяконов



Сегодня речь пойдет о поздних модификациях ГАЗ-3102, автомобиля который выпускался с 1981 по 2008 год, и фактически спас Горьковский автозавод от финансового краха в начале 1990-х годов.

Другие части обзора "Неизвестные «Волги»"

ГАЗ 24 часть 1 и часть 2

ГАЗ 3101

ГАЗ 3102 Часть 1

Вначале о том положении, в котором завод оказался на момент развала СССР. В этот период ГАЗ осуществлял полную смену модельного ряда. Конструкторы работали над новыми “Волгами” ГАЗ-3103/3104/3105, “Газелью”, полноприводным грузовиком ГАЗ-4301, дизелем ГАЗ-542. Однако в 1992 году спрос на грузовики резко снизился и предприятие оказалось в непростой ситуации. Единственной моделью, которая приносила существенную прибыль заводу была ГАЗ-24-10, в советское время их выпускали примерно в три раза меньше, чем того требовал рынок, в результате на них образовался отложенный спрос.

Модель ГАЗ-24-34 выпускалась до 1993 года
Модель ГАЗ-24-34 выпускалась до 1993 года


Но беда в том, что кузовные штампы на “двадцатьчетверку” были полностью изношены, а для массового производства ГАЗ-3102 не было комплектующих в достаточном количестве, и он был слишком дорог для потребителей. Переговоры с иностранными производителями (на ГАЗе сначала планировали собирать Ford Scorpio, затем Peugeot 605) не привели к желаемому результату. В результате было принято компромиссное решение, использовать штампы задней части кузова от ГАЗ-3102, но при этом сохранить салон, силовой агрегат, рулевое управление и тормозную систему от ГАЗ-24-10, при этом машина получила новую переднюю часть с блокфарами и оригинальными пластиковыми бамперами.

В начале 1990-х годов ГАЗ-31029 становится основной легковой моделью завода
В начале 1990-х годов ГАЗ-31029 становится основной легковой моделью завода


Буквально за несколько месяцев такой автомобиль, получившей название ГАЗ-31029 был разработан и запущен в серийное производство в апреле 1992 года, он заменил на конвейере ГАЗ-24-10. Замена произошла без снижения темпов производства, всего в 1992 году на ГАЗе собрали 69 001 легковой автомобиль. При этом в цехе малых серий еще некоторые время продолжали собирать специальные модификации ГАЗ-24-10. Последние 4 машины ГАЗ-24-10 и 3 ГАЗ-24-34 выпустили уже в 1993 году. В семействе ГАЗ-31029 помимо базового седана были также универсал ГАЗ-31022, медицинский автомобиль ГАЗ-31023, у которых задняя часть кузова сохранилась от модели ГАЗ-24-12. Новый модельный ряд также включал модификации для такси, но в массовое производство они пошли только в середине 1990-х годов. Для экспорта в жаркие страны выпускалась модификация в тропическом исполнении ГАЗ-310297.

Неизвестные «Волги». Часть 5. Машина, которая пережила страну - 3


Также завод разработал на базе ГАЗ-31029 семейство грузопассажирских автомобилей “Бурлак”, но их серийное производство не было налажено из-за нехватки производственных мощностей. Спрос на базовую модель ГАЗ-31029 был столь высок, что заводу пришлось вводить третью смену, в результате чего уже в 1993 году было выпущено более 105 тысяч легковых автомобилей, в 1996 году 124 тысячи, для сравнения, во времена СССР ежегодно собрали чуть больше 70 тысяч машин “Волга”. В результате завод смог в непростой ситуации удержаться на плаву и заработать средства для запуска в массовое производство автомобилей семейства “Газель”. Производство ГАЗ-31029 продолжалось недолго, до 1997 года, всего выпустили 529 604 машин, включая модификации, последний экземпляр, сошедший с конвейера, хранится в коллекции заводского музея.

ГАЗ-3102 образца второй половины 1990-х годов
ГАЗ-3102 образца второй половины 1990-х годов


Многие считают ГАЗ-31029 самой неудачной “Волгой”, но что поделаешь, такое было время, во всем автопроме в начале 1990-х качество продукции снизилось. С другой стороны поскольку данный автомобиль стоил примерно столько же, сколько и переднеприводные модели ВАЗа., то и сами владельцы уже не берегли так свои машины, как раньше, многие не проводили дополнительной антикоррозионной обработки, в результате несмотря на большой тираж, таких автомобилей очень мало сохранилось до настоящего времени в хорошем состоянии и видимо со временем они станут коллекционными редкостями, как это произошло с “Волгами” предыдущих поколений. Тем более что среди них были редкие экземпляры ГАЗ-31029-051 и ГАЗ-31029-100 с салонами от ГАЗ-3102, автомобили с двигателями Rover как с механической коробкой передач (комплектация 200), так и с автоматической (комплектация 230). Также в начале 1990-х годов по всей стране как грибы после дождя расплодились фирмы, которые занимались тюнингом автомобилей “Волга”, в одном только Нижнем Новгороде их было около десяти. На них устанавливали 5-ступенчатые коробки передач, оригинальные салоны, кондиционеры, люки в крыше, электростеклоподъемники, предпусковые обогреватели и прочие опции.

Поздние версии ГАЗ-3102 получили дверные ручки от модели ГАЗ-31105
Поздние версии ГАЗ-3102 получили дверные ручки от модели ГАЗ-31105


А что же сама базовая модель ГАЗ-3102? В начале 1992 года автомобиль планировали снять с производства, объем выпуска резко сократился до 423 штук, ему на смену должна была прийти новая модель ГАЗ-3105, однако ее массовое производство так и не удалось освоить. В результате ГАЗ-3102 благополучно пережил трудное время, хотя и не без потерь. Самая существенная – в целях упрощения конструкции была изменена компоновка багажного отсека, бензобак переместили на днище, а лючок бензобака переехал в нижнюю часть левого крыла, с порогов убрали молдинги, накладки вытяжной вентиляции на задних стойках кузова стали пластиковыми вместо хромированных, на автомобиль стали устанавливать комбинацию приборов от ГАЗ-31029.

Опайка швов крыши стала опциональной, раньше эта операция была штатной. При этом автомобиль получил новые зеркала с регулировкой из салона. Производство автомобилей с форкамерно-факельными двигателями резко сократилось, но небольшими партиями такие машины продолжали собирать до 1996 года. Основной модификацией в модельном ряду становится ГАЗ-3102-40 с мотором ЗМЗ-402 мощностью 100 л.с. и карбюратором К-151. Для стран с тропическим климатом выпускалась модификация ГАЗ-310207.

Поздние версии ГАЗ-3102 получили дверные ручки от модели ГАЗ-31105
Поздние версии ГАЗ-3102 получили дверные ручки от модели ГАЗ-31105


Вторую жизнь ГАЗ-3102 дали новые двигатели. Еще в 1992 году появилась модификация ГАЗ-31024 с 3-литровыми двигателями Ford Cologne V6 мощностью 150 л.с. которые агрегатировались с 5-ступенчатой механической коробкой передач или с 4-дипазонным “автоматом”, а также с моторами Ford Cosworth мощностью 195 л.с. Такие машины делали на заказ до 1999 года. Также в середине 1990-х годов выпускали небольшими партиями автомобили ГАЗ-3102 с 4-цилиндровыми двигателями Toyota 3S-FE мощностью 169 л.с. и моторами Rover мощностью 136 л.с. Существовала также модификация с 4-литровым двигателем Rover V8 мощностью 180 л.с. и 4-ступенчатой автоматической коробкой передач ZF. Таких машин сделали совсем мало и сейчас это настоящая экзотика.

А вскоре подоспел и новый отечественный 4-цилиндровый двигатель ЗМЗ-406 объемом 2,3 л и мощностью 130 л.с. В 1993 году такие моторы начали устанавливать на опытных экземплярах, получивших название ГАЗ-3102-12. В 1994 году автомобили с двигателями ЗМЗ-406 стали выпускать серийно, поначалу объем производства был небольшим и такие машины в основном были предназначены для спецслужб. Но вскоре данный двигатель стал основным для автомобилей семейства ГАЗ-3102, производство машин со старыми моторами ЗМЗ-402 также продолжилось. В результате спрос на ГАЗ-3102 вновь стал расти, в 1993 году собрали уже 2792 машины, в 1994 году 4365.

В последние годы выпуска у модели обновили интерьер
В последние годы выпуска у модели обновили интерьер


Почему устаревший автомобиль продолжал пользоваться популярностью? Здесь сказалось множество факторов. Первый, в середине 1990-годов была предпринята попытка пересадить чиновников на отечественные автомобили. Второй, к тому времени ГАЗ-3102 стала к тому времени уже классической моделью советской эпохи, у которой был свой круг почитателей, хотя она и стоила в то время на треть дороже ГАЗ-31029, к тому же окрашивали и собирали ее чуть более качественно. Хотя покупка “Волги” в то время была своеобразной русской рулеткой, кому как повезет. Кто-то предпочитал брать ГАЗ-31029 в самых дешевых комплектациях и затем заказывал переделку в тюнинговых фирмах, переплачивая почти вдвое, кто-то изначально брал более дорогую ГАЗ-3102 и доводил ее сам или у знакомых механиков. На круг расходы получались сопоставимыми. Тем более, что самая богатая версия ГАЗ-31029-100 стоила даже дороже ГАЗ-3102 в базовой комплектации.

Также следует учесть, что помимо улучшенного салона ГАЗ-3102 имел ряд технических преимущества перед ГАЗ-31029, прежде всего это более эффективная система охлаждения и оригинальная подвеска, обеспечивающая лучшую управляемость. Все ГАЗ-3102 оснащалась дисковыми передними тормозами, в то время как на ГАЗ-31029 их ставили только в дорогих комплектациях.

В последние годы выпуска у модели обновили интерьер
В последние годы выпуска у модели обновили интерьер


В 1996 году ГАЗ-3102 получил новые более эффективные передние дисковые тормоза с плавающей скобой, производство которых завод освоил по лицензии английской компании “Лукас”, изначально они были предназначена для модели ГАЗ-3105., в качестве опции стали устанавливать гидроусилитель руля, 15-дюймовые колеса, изменена конструкция передней подвески и заднего моста.

В 1997 году завод освоил производство новой базовой модели ГАЗ-3110. При этом производство ГАЗ-3102 сохранилось, но по салону и силовым агрегатам машина была полностью унифицирована с ГАЗ-3110. Гидроусилитель руля, 15-дюймовые колеса, кондиционер, пятиступенчатая коробка передач вошли в штатное оснащение. На модификации со старым мотором ЗМЗ-402 стали устанавливать второй вентилятор охлаждения двигателя.

Рестайлинговый вариант ГАЗ-3102, разработанный компанией Cardi в серию не пошел
Рестайлинговый вариант ГАЗ-3102, разработанный компанией Cardi в серию не пошел


В 2003 году автомобиль получил новую бесшкворневую переднюю подвеску с шаровыми опорами, модернизированный двигатель ЗМЗ-4062.10, соответствующей нормам “Евро-2”.

В 2004 году по заказу ГАЗа московская инжиниринговая компания Cardi выполнила интересный вариант рестайлинга ГАЗ-3102, автор дизайна – Святослав Саакян. К сожалению, перспективная разработка в серию не пошла.

Многие ГАЗ-3102 до сих пор несут службу в государственных учреждениях
Многие ГАЗ-3102 до сих пор несут службу в государственных учреждениях


В 2005 и 2007 годах обновлялся интерьер, автомобиль получил новые дверные ручки от модели ГАЗ-31105. В последние годы производства было значительно улучшено качество окраски и антикоррозионной обработки. Производство ГАЗ-3102 было свернуто в 2008 году, но еще многие автомобили поздних лет выпуска продолжают нести службу в государственных учреждениях.

Текст и фото: Сергей Дьяконов

Другие части обзора "Неизвестные «Волги»"

ГАЗ 24 часть 1 и часть 2

ГАЗ 3101

ГАЗ 3102 Часть 1



© CarExpert.ru

25.07.2020

Прочитано: 7226 раз



Поделись с друзьями:

Email Email | Версия для печати Распечатать




Рекомендуем прочитать:

Автомобильный двигатель. Каким он будет через пять лет?
Автомобильный двигатель. Каким он будет через пять лет?

Haval Dargo
Акцент на брутальность

Haval Dargo

Как не уснуть за рулем в дальней дороге
Как за рулем не уснуть в дальней дороге

Неизвестные «Волги»
Неизвестные «Волги»

от ГАЗ 24 до 31029

Тест-драйв Chery Tiggo 8 Pro e
ПРАКТИЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Chery Tiggo 8 Pro e

Creta больше не эталон?
Creta больше не эталон?

Обзор компактных кроссоверов 2020