CarExpert.ru

ГАЗ 3102 «Волга»

ГАЗ 3102 «Волга»

 


Поделись с друзьями:

VKontakte Отправить в Livejournal Скопировать в Лирушечку Опубликовать в Mail.ru Twitter Facebook | Email Email | Версия для печати Распечатать

Неизвестные «Волги». Часть 5. Машина, которая пережила страну

CarExpert.ru 25.07.2020

ГАЗ 3102 «Волга»

Сергей Дьяконов



Сегодня речь пойдет о поздних модификациях ГАЗ-3102, автомобиля который выпускался с 1981 по 2008 год, и фактически спас Горьковский автозавод от финансового краха в начале 1990-х годов.

Другие части обзора "Неизвестные «Волги»"

ГАЗ 24 часть 1 и часть 2

ГАЗ 3101

ГАЗ 3102 Часть 1

Вначале о том положении, в котором завод оказался на момент развала СССР. В этот период ГАЗ осуществлял полную смену модельного ряда. Конструкторы работали над новыми “Волгами” ГАЗ-3103/3104/3105, “Газелью”, полноприводным грузовиком ГАЗ-4301, дизелем ГАЗ-542. Однако в 1992 году спрос на грузовики резко снизился и предприятие оказалось в непростой ситуации. Единственной моделью, которая приносила существенную прибыль заводу была ГАЗ-24-10, в советское время их выпускали примерно в три раза меньше, чем того требовал рынок, в результате на них образовался отложенный спрос.

Модель ГАЗ-24-34 выпускалась до 1993 года
Модель ГАЗ-24-34 выпускалась до 1993 года


Но беда в том, что кузовные штампы на “двадцатьчетверку” были полностью изношены, а для массового производства ГАЗ-3102 не было комплектующих в достаточном количестве, и он был слишком дорог для потребителей. Переговоры с иностранными производителями (на ГАЗе сначала планировали собирать Ford Scorpio, затем Peugeot 605) не привели к желаемому результату. В результате было принято компромиссное решение, использовать штампы задней части кузова от ГАЗ-3102, но при этом сохранить салон, силовой агрегат, рулевое управление и тормозную систему от ГАЗ-24-10, при этом машина получила новую переднюю часть с блокфарами и оригинальными пластиковыми бамперами.

В начале 1990-х годов ГАЗ-31029 становится основной легковой моделью завода
В начале 1990-х годов ГАЗ-31029 становится основной легковой моделью завода


Буквально за несколько месяцев такой автомобиль, получившей название ГАЗ-31029 был разработан и запущен в серийное производство в апреле 1992 года, он заменил на конвейере ГАЗ-24-10. Замена произошла без снижения темпов производства, всего в 1992 году на ГАЗе собрали 69 001 легковой автомобиль. При этом в цехе малых серий еще некоторые время продолжали собирать специальные модификации ГАЗ-24-10. Последние 4 машины ГАЗ-24-10 и 3 ГАЗ-24-34 выпустили уже в 1993 году. В семействе ГАЗ-31029 помимо базового седана были также универсал ГАЗ-31022, медицинский автомобиль ГАЗ-31023, у которых задняя часть кузова сохранилась от модели ГАЗ-24-12. Новый модельный ряд также включал модификации для такси, но в массовое производство они пошли только в середине 1990-х годов. Для экспорта в жаркие страны выпускалась модификация в тропическом исполнении ГАЗ-310297.




Также завод разработал на базе ГАЗ-31029 семейство грузопассажирских автомобилей “Бурлак”, но их серийное производство не было налажено из-за нехватки производственных мощностей. Спрос на базовую модель ГАЗ-31029 был столь высок, что заводу пришлось вводить третью смену, в результате чего уже в 1993 году было выпущено более 105 тысяч легковых автомобилей, в 1996 году 124 тысячи, для сравнения, во времена СССР ежегодно собрали чуть больше 70 тысяч машин “Волга”. В результате завод смог в непростой ситуации удержаться на плаву и заработать средства для запуска в массовое производство автомобилей семейства “Газель”. Производство ГАЗ-31029 продолжалось недолго, до 1997 года, всего выпустили 529 604 машин, включая модификации, последний экземпляр, сошедший с конвейера, хранится в коллекции заводского музея.

ГАЗ-3102 образца второй половины 1990-х годов
ГАЗ-3102 образца второй половины 1990-х годов


Многие считают ГАЗ-31029 самой неудачной “Волгой”, но что поделаешь, такое было время, во всем автопроме в начале 1990-х качество продукции снизилось. С другой стороны поскольку данный автомобиль стоил примерно столько же, сколько и переднеприводные модели ВАЗа., то и сами владельцы уже не берегли так свои машины, как раньше, многие не проводили дополнительной антикоррозионной обработки, в результате несмотря на большой тираж, таких автомобилей очень мало сохранилось до настоящего времени в хорошем состоянии и видимо со временем они станут коллекционными редкостями, как это произошло с “Волгами” предыдущих поколений. Тем более что среди них были редкие экземпляры ГАЗ-31029-051 и ГАЗ-31029-100 с салонами от ГАЗ-3102, автомобили с двигателями Rover как с механической коробкой передач (комплектация 200), так и с автоматической (комплектация 230). Также в начале 1990-х годов по всей стране как грибы после дождя расплодились фирмы, которые занимались тюнингом автомобилей “Волга”, в одном только Нижнем Новгороде их было около десяти. На них устанавливали 5-ступенчатые коробки передач, оригинальные салоны, кондиционеры, люки в крыше, электростеклоподъемники, предпусковые обогреватели и прочие опции.

Поздние версии ГАЗ-3102 получили дверные ручки от модели ГАЗ-31105
Поздние версии ГАЗ-3102 получили дверные ручки от модели ГАЗ-31105


А что же сама базовая модель ГАЗ-3102? В начале 1992 года автомобиль планировали снять с производства, объем выпуска резко сократился до 423 штук, ему на смену должна была прийти новая модель ГАЗ-3105, однако ее массовое производство так и не удалось освоить. В результате ГАЗ-3102 благополучно пережил трудное время, хотя и не без потерь. Самая существенная – в целях упрощения конструкции была изменена компоновка багажного отсека, бензобак переместили на днище, а лючок бензобака переехал в нижнюю часть левого крыла, с порогов убрали молдинги, накладки вытяжной вентиляции на задних стойках кузова стали пластиковыми вместо хромированных, на автомобиль стали устанавливать комбинацию приборов от ГАЗ-31029.

Опайка швов крыши стала опциональной, раньше эта операция была штатной. При этом автомобиль получил новые зеркала с регулировкой из салона. Производство автомобилей с форкамерно-факельными двигателями резко сократилось, но небольшими партиями такие машины продолжали собирать до 1996 года. Основной модификацией в модельном ряду становится ГАЗ-3102-40 с мотором ЗМЗ-402 мощностью 100 л.с. и карбюратором К-151. Для стран с тропическим климатом выпускалась модификация ГАЗ-310207.

Поздние версии ГАЗ-3102 получили дверные ручки от модели ГАЗ-31105
Поздние версии ГАЗ-3102 получили дверные ручки от модели ГАЗ-31105


Вторую жизнь ГАЗ-3102 дали новые двигатели. Еще в 1992 году появилась модификация ГАЗ-31024 с 3-литровыми двигателями Ford Cologne V6 мощностью 150 л.с. которые агрегатировались с 5-ступенчатой механической коробкой передач или с 4-дипазонным “автоматом”, а также с моторами Ford Cosworth мощностью 195 л.с. Такие машины делали на заказ до 1999 года. Также в середине 1990-х годов выпускали небольшими партиями автомобили ГАЗ-3102 с 4-цилиндровыми двигателями Toyota 3S-FE мощностью 169 л.с. и моторами Rover мощностью 136 л.с. Существовала также модификация с 4-литровым двигателем Rover V8 мощностью 180 л.с. и 4-ступенчатой автоматической коробкой передач ZF. Таких машин сделали совсем мало и сейчас это настоящая экзотика.

А вскоре подоспел и новый отечественный 4-цилиндровый двигатель ЗМЗ-406 объемом 2,3 л и мощностью 130 л.с. В 1993 году такие моторы начали устанавливать на опытных экземплярах, получивших название ГАЗ-3102-12. В 1994 году автомобили с двигателями ЗМЗ-406 стали выпускать серийно, поначалу объем производства был небольшим и такие машины в основном были предназначены для спецслужб. Но вскоре данный двигатель стал основным для автомобилей семейства ГАЗ-3102, производство машин со старыми моторами ЗМЗ-402 также продолжилось. В результате спрос на ГАЗ-3102 вновь стал расти, в 1993 году собрали уже 2792 машины, в 1994 году 4365.

В последние годы выпуска у модели обновили интерьер
В последние годы выпуска у модели обновили интерьер


Почему устаревший автомобиль продолжал пользоваться популярностью? Здесь сказалось множество факторов. Первый, в середине 1990-годов была предпринята попытка пересадить чиновников на отечественные автомобили. Второй, к тому времени ГАЗ-3102 стала к тому времени уже классической моделью советской эпохи, у которой был свой круг почитателей, хотя она и стоила в то время на треть дороже ГАЗ-31029, к тому же окрашивали и собирали ее чуть более качественно. Хотя покупка “Волги” в то время была своеобразной русской рулеткой, кому как повезет. Кто-то предпочитал брать ГАЗ-31029 в самых дешевых комплектациях и затем заказывал переделку в тюнинговых фирмах, переплачивая почти вдвое, кто-то изначально брал более дорогую ГАЗ-3102 и доводил ее сам или у знакомых механиков. На круг расходы получались сопоставимыми. Тем более, что самая богатая версия ГАЗ-31029-100 стоила даже дороже ГАЗ-3102 в базовой комплектации.

Также следует учесть, что помимо улучшенного салона ГАЗ-3102 имел ряд технических преимущества перед ГАЗ-31029, прежде всего это более эффективная система охлаждения и оригинальная подвеска, обеспечивающая лучшую управляемость. Все ГАЗ-3102 оснащалась дисковыми передними тормозами, в то время как на ГАЗ-31029 их ставили только в дорогих комплектациях.

В последние годы выпуска у модели обновили интерьер
В последние годы выпуска у модели обновили интерьер


В 1996 году ГАЗ-3102 получил новые более эффективные передние дисковые тормоза с плавающей скобой, производство которых завод освоил по лицензии английской компании “Лукас”, изначально они были предназначена для модели ГАЗ-3105., в качестве опции стали устанавливать гидроусилитель руля, 15-дюймовые колеса, изменена конструкция передней подвески и заднего моста.

В 1997 году завод освоил производство новой базовой модели ГАЗ-3110. При этом производство ГАЗ-3102 сохранилось, но по салону и силовым агрегатам машина была полностью унифицирована с ГАЗ-3110. Гидроусилитель руля, 15-дюймовые колеса, кондиционер, пятиступенчатая коробка передач вошли в штатное оснащение. На модификации со старым мотором ЗМЗ-402 стали устанавливать второй вентилятор охлаждения двигателя.

Рестайлинговый вариант ГАЗ-3102, разработанный компанией Cardi в серию не пошел
Рестайлинговый вариант ГАЗ-3102, разработанный компанией Cardi в серию не пошел


В 2003 году автомобиль получил новую бесшкворневую переднюю подвеску с шаровыми опорами, модернизированный двигатель ЗМЗ-4062.10, соответствующей нормам “Евро-2”.

В 2004 году по заказу ГАЗа московская инжиниринговая компания Cardi выполнила интересный вариант рестайлинга ГАЗ-3102, автор дизайна – Святослав Саакян. К сожалению, перспективная разработка в серию не пошла.

Многие ГАЗ-3102 до сих пор несут службу в государственных учреждениях
Многие ГАЗ-3102 до сих пор несут службу в государственных учреждениях


В 2005 и 2007 годах обновлялся интерьер, автомобиль получил новые дверные ручки от модели ГАЗ-31105. В последние годы производства было значительно улучшено качество окраски и антикоррозионной обработки. Производство ГАЗ-3102 было свернуто в 2008 году, но еще многие автомобили поздних лет выпуска продолжают нести службу в государственных учреждениях.

Текст и фото: Сергей Дьяконов

Другие части обзора "Неизвестные «Волги»"

ГАЗ 24 часть 1 и часть 2

ГАЗ 3101

ГАЗ 3102 Часть 1



© CarExpert.ru

25.07.2020

Прочитано: 1883 раз



Поделись с друзьями:

VKontakte Отправить в Livejournal Скопировать в Лирушечку Опубликовать в Mail.ru Twitter Facebook | Email Email | Версия для печати Распечатать




Рекомендуем прочитать:

Выбираем новое авто за 1 миллион рублей
Выбираем новое авто за 1 миллион рублей

Обзор рынка

Mazda CX-30
Новая звезда мегаполисов

Mazda CX-30

Как не уснуть за рулем в дальней дороге
Как за рулем не уснуть в дальней дороге

Автомобильный двигатель. Каким он будет через пять лет?
Автомобильный двигатель. Каким он будет через пять лет?

Неизвестные «Волги»
Неизвестные «Волги»

от ГАЗ 24 до 31029

Creta больше не эталон?
Creta больше не эталон?

Обзор компактных кроссоверов 2020