CarExpert.ru

ГАЗ 3101 «Волгa»

ГАЗ 3101 «Волгa»

 





Поделись с друзьями:

Email Email | Версия для печати Распечатать

Неизвестные «Волги». Часть 3. Время первых

CarExpert.ru 15.07.2020

ГАЗ 3101 «Волгa»

Сергей Дьяконов



Трудно встретить в нашей стране человека, который бы ничего не слышал об автомобиле “Волга” ГАЗ-24, но далеко не все знают, что фактически это была переходная модель на пути к принципиально новой машине, которая должна была встать на конвейер в 1977 году. Сегодня речь пойдет о ГАЗ-3101.

Другие части обзора "Неизвестные «Волги»"

ГАЗ 24 часть 1 и часть 2

ГАЗ 3102 часть 1 и часть 2

ГАЗ-24 уже в начале производства не отвечал даже советским требованиям по безопасности, четырехцилиндровый двигатель ЗМЗ-24Д тоже был временным решением, поскольку шестицилиндровые моторы не успели подготовить к серийному производству. Поэтому уже во второй половине 1960-х годов, конструкторы Горьковского автозавода приступили к работе над новым поколением “Волги”, получившей название 3101, в соответствии с новыми отраслевыми стандартами, принятыми в 1968 году. Макетный образец новый машины был утвержден в 1968 году, одновременно с новой “Чайкой”. Стилистически первые версии этих двух автомобилей были очень похожи, их серийное производство должно было начаться примерно в одно и то же время.

У «Волг» всех поколений были модификации с 8-цилиндровым двигателем
У «Волг» всех поколений были модификации с 8-цилиндровым двигателем


Первый опытный образец ГАЗ-3101 цвета “золотистый металлик” был построен 15 декабря 1973 года. Из-за недостатка финансирования, центральная часть кузова – крыша, дверные проемы остались от “двадцатьчетверки”, но в остальном это был полностью новый автомобиль. Некоторые решения оформления экстерьера и интерьера были позаимствованы у прототипа разработки Fiat, который итальянцы построили как люксовый вариант “Волги” ГАЗ-24. Под капотом временно установили двигатель V8 мощностью 115 л.с. от грузовика ГАЗ-53, поскольку мотор V6 еще серийно не выпускали.

При проектировании нового автомобиля уделили повышенное внимание активной и пассивной безопасности, у машины были предусмотрены зоны программируемой деформации спереди и сзади, новые двери с утопленными ручками, дисковые тормоза передних колес, в салоне были установлены анатомические кресла с интегрированными подголовниками. Автомобиль получил омыватели фар, установленные в бампере, обогрев заднего стекла. Ряд технических решений был подсмотрен у модели Mercedes-Benz W116, который испытывался на ГАЗе в 1973 году. В середине 1970-х годов построили несколько опытных образцов, один из которых получил название ГАЗ-31011, на нем был установлен двигатель V8 мощностью 160 л.с. Завод не скрывал новинку, первая публичная демонстрация состоялась весной 1977 года на выставке около Дома культуры ГАЗ, на которой наряду с историческими автомобилями из заводского музея, демонстрировались перспективные разработки. Здесь были представлены сразу два автомобиля ГАЗ-3101 бежевого и голубого цвета, один из них еще со старыми дверями от ГАЗ-24.

В семействе ГАЗ-3101 самой распространенной стала модификация ГАЗ-31013
В семействе ГАЗ-3101 самой распространенной стала модификация ГАЗ-31013


В 1978 году были сделаны первые рекламные фотосессии. Но в массовое производство машина не пошла, на конвейер встала только модификация с форкамерно-факельным четырехцилиндровым двигателем, получившая название ГАЗ-3102. Основных причин, почему новая “Волга” не пошла в массовое производство было две. Первая, смежники не могли освоить производства качественных компонентов в нужном количестве, их не хватало даже для “Чайки” ГАЗ-14, которую запустили в серийное производство в 1977 году, поэтому до 1981 года параллельно продолжали собирать старую модель.

Вторая причина, как это ни странно кажется сегодня, заводу экономически было не выгодно запускать в производство новую модель, спрос на ГАЗ-24 был примерно втрое выше, чем объемы производства, а в 1979 году еще свалился заказ на большую партию такси для городов, участвующих в Олимпиаде 1980. Завод работал стабильно, ежегодно работники и руководство получали премии за перевыполнение плана, а перспективная модель это лишняя головная боль и рекламации, неизбежные в процессе освоения новой продукции. Возможные перспективы экспортных поставок для завода были не столь актуальны, поскольку в советское время предприятия не имели возможности получать валюту напрямую.

Но все же время первых наступило, но чуть позже, ГАЗ-3101 с 8-цилиндровым двигателем заинтересовался КГБ, спецслужбы и раньше закупали “двадцатьчетверки” с такими двигателями, но новая “Волга” значительно превосходила предшественницу по комфорту и безопасности. По кузову серийные ГАЗ-3101 и ее модификации унифицированы с моделью ГАЗ-3102, но техническая начинка была другой, да и собирали такие машины не на конвейере, а в ПАМС (производство автомобилей малых серий), там же где и “Чайки”. 8-цилиндровые “Волги” оснащались гидроусилителем руля, оригинальным задним мостом, радиатором с интегрированным охладителем масла автоматической коробки передач.

В 1985 году начали собирать модель ГАЗ-31012 с двигателем от “Чайки” мощностью 195 или 220 л.с. в зависимости от форсировки. Автоматическая трехступенчатая коробка передач также “чайковская”, для маскировки выхлопная труба была одна, педали тормоза две, рычаг коробки передач такой же, как на “механике”, чтобы машина ничем не отличалась от обычной ГАЗ-3102.

В семействе ГАЗ-3101 самой распространенной стала модификация ГАЗ-31013
В семействе ГАЗ-3101 самой распространенной стала модификация ГАЗ-31013


В 1986 году началось производство более массовой модели ГАЗ-31013, у который был такой же силовой агрегат как у ГАЗ-31012, но стандартная выхлопная система с двумя глушителями и одна большая педаль тормоза. Известно, что на основе данной модели была построена партия так называемых “таранных” автомобилей с усиленными передними лонжеронами. Также была модификация с бронированным кузовом – ГАЗ-31014. Производство 8-цилиндровых “Волг” для спецслужб продолжалось до 1997 года.

Помимо серийных моделей, на базе ГАЗ-3101 были созданы интересные опытные образцы. В 1989 году построили автомобиль ГАЗ-31015 с шестицилиндровым бензиновым двигателем Mercedes-Benz мощностью 160 л.с. Во второй половине 1980-х годов на автомобиле ГАЗ-31016 испытывался двигатель 3,4-литровый двигатель V8 мощностью 170 л.с. и новая 5-ступенчатая механическая коробка передач, предназначенные для перспективной модели ГАЗ-3105. В 1996 году построили автомобиль ГАЗ-31017 с четырехцилиндровым двигателем ЗМЗ-4064.

8-цилиндровый мотор с трудом помещается в подкапотном пространстве «Волги»
8-цилиндровый мотор с трудом помещается в подкапотном пространстве «Волги»


Пусть век семейства ГАЗ-3101 был недолог, и построили за все время всего несколько сотен таких машин, они оставили свой след в истории, на базе данного автомобиля была создана интересная машина ГАЗ-3102, которая производилась массово до 2008 года, о ней пойдет речь в следующей публикации. В определенной степени ГАЗ-3101 повторил судьбу модели ГАЗ-М-21, которых в базовой комплектации с автоматической коробкой передач построили всего около 700 штук, а массовыми стали упрощенные модификации “Волги” с механической трансмиссией.

Текст и фото: Сергей Дьяконов

Другие части обзора "Неизвестные «Волги»"

ГАЗ 24 часть 1 и часть 2

ГАЗ 3102 часть 1 и часть 2



© CarExpert.ru

15.07.2020

Прочитано: 5105 раз



Поделись с друзьями:

Email Email | Версия для печати Распечатать




Рекомендуем прочитать:

Автомобильный двигатель. Каким он будет через пять лет?
Автомобильный двигатель. Каким он будет через пять лет?

Haval Dargo
Акцент на брутальность

Haval Dargo

Как не уснуть за рулем в дальней дороге
Как за рулем не уснуть в дальней дороге

Неизвестные «Волги»
Неизвестные «Волги»

от ГАЗ 24 до 31029

Тест-драйв Chery Tiggo 8 Pro e
ПРАКТИЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Chery Tiggo 8 Pro e

Creta больше не эталон?
Creta больше не эталон?

Обзор компактных кроссоверов 2020