CarExpert.ru

ГАЗ 24 «Волга»

ГАЗ 24 «Волга»

 


Поделись с друзьями:

VKontakte Отправить в Livejournal Скопировать в Лирушечку Опубликовать в Mail.ru Twitter Facebook | Email Email | Версия для печати Распечатать

Неизвестные «Волги». Часть 2

CarExpert.ru 02.06.2020

ГАЗ 24 «Волга»

Сергей Дьяконов



Уже в конце 1960-х годов конструкторам ГАЗа стала ясно, что они запускают в производство морально устаревшую модель, прежде всего “Волга” ГАЗ-24 не соответствовала нормам пассивной безопасности. Поэтому еще в 1968 году началась разработка нового автомобиля с индексом ГАЗ-3101, который в будущем станет родоначальником семейства ГАЗ-3102. Параллельно продолжались работы по модернизации ГАЗ-24. В 1971 – 1974 годах была построена серия прототипов с клыками на бамперах, травмобезопасными дверными ручками, подголовниками кресел и модернизированными лонжеронами, позднее эти нововведения появятся и на серийных машинах.

Другие части обзора "Неизвестные «Волги»"

ГАЗ 24 часть 1

ГАЗ 3101

ГАЗ 3102 часть 1 и часть 2

В 1975 году вступили в действие новые требования по безопасности ЕЭК ООН, что заставило конструкторов Горьковского автозавода вносить изменения в конструкцию «двадцатьчетверки». На автомобиле появились ремни безопасности, травмобезопасная мягкая накладка на передней панели из пенополиуретана, новая комбинация приборов со стрелочным спидометром вместо ленточного. Начиная с 1976 года, на машины устанавливались дополнительные указатели поворота в передних крыльях. В 1977 году убрали мягкую вставку-подлокотник между передними креслами, из шестиместного седан стал пятиместным, раньше на первом ряду можно было ездить втроем.

Экспортный универсал ГАЗ-24-77 с дизельным двигателем
Экспортный универсал ГАЗ-24-77 с дизельным двигателем


В преддверии Олимпийских игр решено было обновить автомобили-такси ГАЗ-24-01. Стандартным цветом для таких машин стал лимонно-желтый. На бампер установили клыки, изменили площадку под номерной знак, убрали катафоты с задней панели кузова. Такие машины стали сходить с конвейера в октябре 1978 года. В декабре аналогичные изменения были сделаны и на «Волгах» других модификаций. Кроме этого на стандартные ГАЗ-24 стали устанавливать противотуманные фары. Многие автомобили 1978 года выпуска имели признаки как ранних, так и поздних версий. Например, машины выпущенные до октября уже оснащались противотуманными фарами, но бамперы у них были еще старого образца.

В 1978 году «Волги» получили новые бамперы с клыками и противотуманные фары
В 1978 году «Волги» получили новые бамперы с клыками и противотуманные фары


Также в 1977 - 1978 годах завод экспериментировал с цветами, были выпущены небольшие партии машин ярко-зеленого, горчичного, василькового, оранжево-красного цветов. У некоторых автомобилей 1978 года был синий салон. Кстати, насчет окраски, за исключением экспортных версий, “Волги” никогда не окрашивались импортными эмалями, краска на конвейер поступала с ярославского завода “Победа рабочих”. Причем различные партии автомобилей чуть-чуть отличались по оттенку краски.

В 1978 году была выпущена небольшая партия автомобилей василькового цвета
В 1978 году была выпущена небольшая партия автомобилей василькового цвета


Также для крупных городов выпускалась модификация такси ГАЗ-24-07, предназначенная на работе на сжиженном газе. В конце 1970-х годов начали производство экспортных универсалов с пластиковой решеткой радиатора и оригинальными колесными дисками.

В начале 1980 года завод выпустил партию специальных седанов и универсалов для сопровождения олимпийского огня. Часть из них имела специальную двухцветную окраску, некоторые экземпляры оснащались средствами спецсвязи. Главные технические особенности – радиатор увеличенной емкости и измененные передаточные числа в трансмиссии, чтобы автомобиль мог двигаться длительное время без перегрева двигателя на второй передаче со скоростью 10 км/ч. Есть основания полагать, что завод и позднее выпускал небольшие партии автомобилей в данной комплектации, и они даже поступали в свободную продажу, но сколько их было сделано, неизвестно, поскольку по документам они проходят как обычные “двадцатьчетверки”.

Реплика автомобиля сопровождения олимпийского огня
Реплика автомобиля сопровождения олимпийского огня


Похоже, моему отцу посчастливилось купить через “Военторг” именно такую машину. В те годы в военных организациях новые “Волги” продавались свободно, но существовала очередь, 5-7 лет, причем машины можно было забирать как в торговых организациях, так и на самом заводе, также во многих подразделениях существовала традиция, перед выходом на пенсию старших офицеров предоставлять право на покупку “Волги” вне очереди. И вот в один из мартовских дней 1983 года поступила информация, что на базу пришла партия сверхплановых машин, у кого есть деньги, приходите и забирайте. Как говорится, кто не успел, тот опоздал. Мой отец, что называется “подорвался”, поскольку старой машине было уже 8 лет, и пробег составлял 160 000 км. двигатель уже один раз ремонтировали. Денег, конечно, не было, но среди знакомых покупателя на старую машину удалось найти за пару часов. Выбор новых автомобилей на площадке был небогатый, всего три машины, все серого цвета, выпущенные в конце 1982 года, возможно, действительно сверхплановые. Все с теми или иными дефектами. На одной двигатель не заводился, у другой под коробкой передач большая лужа масла на асфальте, у третьей по механике вроде все в порядке, но большая царапина и скол краски на двери. В начале 1980-х годов качество комплектующих и сборки на ГАЗе упало.

Делать нечего, пришлось брать машину с кузовным дефектом. Однако после покупки стало ясно, что автомобиль оказался непростым. Из внешних отличий – тот самый радиатор увеличенной емкости. У двигателя нестандартная маркировка – “ЗМЗ-24”, а не базовый ЗМЗ-24Д или ЗМЗ-2401. Динамика была значительно лучше, чем у стандартной “Волги”, субъективно на уровне “вазовских” переднеприводных машин. Возможно, передаточные числа в трансмиссии также были изменены. Машина могла ехать на второй передаче с отпущенной педалью акселератора – как на “автомате”. Это очень удобно для городской и учебной езды, я на этой машине позднее как раз учился водить. Но расплатой за хорошие ходовые качества стал большой расход топлива – средний около 15 л на 100 км, и уменьшить его регулировкой карбюратора не удавалось, также кузов был безобразно окрашен, краска кусками слезала вместе с грунтовкой. В общем, по многим признакам данный экземпляр близок к комплектации автомобилей для сопровождения олимпийского огня. Я специально консультировался у автомобильных историков и работников завода, как такой образец мог поступить в свободную продажу, они подтвердили, что такое вполне возможно. Основных версий две. Первая – автомобиль изначально был сделан для спецслужб, но они его забраковали, поскольку документы у него были обычные, то его пустили в свободную продажу – не пропадать же добру. Вторая версия – возможно, в конце года стандартных комплектующих не хватало, а план выполнять надо, иначе тринадцатой зарплаты не видать, вот и ставили на конвейере детали, которые были на складе.

ГАЗ-24-10
ГАЗ-24-10


Некоторые “двадцатьчетверки” оснащались роторно-поршневыми двигателями (РПД). В частности в НАМИ создали опытные образцы модульных силовых установок (МСУ). Конструкция представляла собой два односекционных двигателя ВА3-311, которые небольшими партиями серийно производили на “АвтоВАЗе”, объединенных в одну силовую установку. Суммарная мощность такая же, как у двухсекционного мотора ВАЗ-413 – 140 л.с., вес 165 кг, на 55 кг тяжелее. МСУ позволяла устранить основной недостаток РПД – большой расход топлива, поскольку при небольших нагрузках один модуль отключался. На сравнительных испытаниях МСУ, установленная на автомобиле ГАЗ-24 показала лучшую топливную экономичность не только по сравнению с двигателем ВАЗ-413, но и по сравнению со штатным “волговским” мотором. Жаль, что эти интересные работы не получили продолжения.

ГАЗ-24-10
ГАЗ-24-10


Но вернемся к стандартным автомобилям. В 1982 году начат серийный выпуск новой “Волги” ГАЗ-3102, которая оснащалась 4-цилиндровым двигателем ЗМЗ-4022.10 с форкамерно-факельным зажиганием мощностью 105 л.с. Предполагалось, что вскоре новая модель полностью заменит «двадцатьчетверку». Для такси была подготовлена к производству модификация ГАЗ-31021, ее двигатель мог работать на бензине марки А-76. Однако, по одной версии недостаток финансов и большое количество «детских болезней» ГАЗ-3102, по другой версии чиновники были категорически против, того что служебные автомобили выглядели также как такси, но так или иначе ГАЗ-24 не был снят с производства. Тогда конструкторы предложили в качестве массовой модели упрощенный вариант ГАЗ-3102 с пластиковыми бамперами и решеткой радиатора, но и он не был принят.

Часть ГАЗ-24-10 из последних партий окрашивалась в яркий голубой цвет
Часть ГАЗ-24-10 из последних партий окрашивалась в яркий голубой цвет


В итоге все свелось к очередной модернизации ГАЗ-24, но объем доработок на сей раз был столь большим – все агрегаты были заменены или модернизированы, что фактически получилась новая машина, получившая название ГАЗ-24-10. Впервые такой автомобиль показали на ВДНХ осенью 1984 года на выставке, посвященной 60-летию советской автомобильной промышленности. Прототипы имели ряд отличий от серийных образцов, у них были старые бамперы с клыками и еще сохранились подфарники, запасное колесо было установлено у передней стенки багажного отсека, на них стоял новый карбюратор К-151. Большинство серийных машин комплектовалось карбюратором К-126ГМ.

Рестайлинг «двадцатьчетверки» проводился в два этапа. В конструкции автомобиля использовались многие узлы, ранее опробованные на ГАЗ-3102. На машинах выпущенных со второй половины 1985 года до апреля 1986 года, устанавливались модернизированные двигатели ЗМЗ-24Д-85М или ЗМЗ-24-01-85М, новые двухконтурные тормоза, радиальные бескамерные шины 205/70R14, новые передние и задние кресла. Бамперы лишились клыков, решетка радиатора и декоративные колпаки колес стали пластиковыми, но при этом автомобили в некоторых комплектациях оснащались хромированной решеткой радиатора. В это время большая партия машин была отправлена в Китай, они оснащались хромированной решеткой радиатора и двигателями ЗМЗ-24-01-85М, приспособленными для работы на бензине марки А-76. Из-за низкого качества значительная часть из них была забракована и вернулась на завод, где их переделали в такси и пустили в эксплуатацию, в частности таких машин было много в таксопарках Нижнего Новгорода и Омска. Правда, есть версия, что основной причиной возврата был не брак, а слишком большое усилие на руле, который китайцы просто не могли повернуть. Тем не менее, в 1986 году работы по улучшению качества на заводе были проведены, значительно улучшено качество окраски и антикоррозионной обработки кузовов.

Сегодня «Волги» ГАЗ-24 любого года выпуска в оригинальном состоянии высоко ценятся у коллекционеров
Сегодня «Волги» ГАЗ-24 любого года выпуска в оригинальном состоянии высоко ценятся у коллекционеров


В 1986 году модернизация продолжилась. В апреле «старушка» получила двери от модели ГАЗ-3102, с утопленными ручками замков и без поворотных форточек в окнах, оригинальной панелью приборов из жесткого пластика, заднее стекло с обогревом. На автомобиль установили новые двигатели ЗМЗ-402-10 или ЗМЗ-4021-10 с бесконтактным зажиганием, мощностью 100 или 90 л.с., унифицированными по блоку цилиндров, коленчатому и распределительными валами с мотором ЗМЗ-4022.10 от ГАЗ-3102. Обновленной базовой модели присвоили индекс ГАЗ-24-10. Постепенно рестайлингу подверглись и другие модификации «двадцатьчетверки». К их индексу была добавлена десятка. Так обновленный универсал, производство которого освоили в 1987 году, получил название ГАЗ-24-12, модификация с мотором V8 – ГАЗ-24-34 и т.д. При этом все версии были существенно модернизированы, например, на такси ГАЗ-24-17 стали устанавливать новое, более надежное газобаллонное оборудование.

Сегодня «Волги» ГАЗ-24 любого года выпуска в оригинальном состоянии высоко ценятся у коллекционеров
Сегодня «Волги» ГАЗ-24 любого года выпуска в оригинальном состоянии высоко ценятся у коллекционеров


В семействе ГАЗ-24-10 также появились две редкие модификации, которых прежде не было в модельном ряду “двадцатьчетверок”, это ГАЗ-24-10-051 и ГАЗ-24-10-052. Собирались они не на основном конвейере, а в цехе малых серий (ПАМС), там же, где “Чайки” ГАЗ-14 и “Волги” ГАЗ-3102. Свободно такие машины не продавались, их собирали под заказ для руководства как самого ГАЗа, так и смежных предприятий. Главные отличия ГАЗ-24-10-051 – хромированная решетка радиатора, металлические колпаки колес от ГАЗ-3102, оригинальная велюровая обивка кресел, передняя панель из мягкого пластика от ГАЗ-3102. У ГАЗ-24-10-051 также была панель крыши и задние стойки кузова от ГАЗ-3102, на некоторые экземпляры также устанавливали передние дисковые тормоза от ГАЗ-3102 и руль от “Чайки”. Всего на заводе собрали около 1000 автомобилей в 51-й комплектации, включая 50 универсалов и около 50 автомобилей в 52-й комплектации. Также по некоторым источникам, все автомобили ГАЗ-24-10 из последней партии, выпущенные в апреле 1992 года, оснащались крышами от ГАЗ-3102, поскольку кузовные штампы “двадцатьчетверки” уже были полностью изношены.

Текст и фото: Сергей Дьяконов

Другие части обзора "Неизвестные «Волги»"

ГАЗ 24 часть 1

ГАЗ 3101

ГАЗ 3102 часть 1 и часть 2



© CarExpert.ru

02.06.2020

Прочитано: 2358 раз



Поделись с друзьями:

VKontakte Отправить в Livejournal Скопировать в Лирушечку Опубликовать в Mail.ru Twitter Facebook | Email Email | Версия для печати Распечатать




Рекомендуем прочитать:

Выбираем новое авто за 1 миллион рублей
Выбираем новое авто за 1 миллион рублей

Обзор рынка

Mazda CX-30
Новая звезда мегаполисов

Mazda CX-30

Как не уснуть за рулем в дальней дороге
Как за рулем не уснуть в дальней дороге

Автомобильный двигатель. Каким он будет через пять лет?
Автомобильный двигатель. Каким он будет через пять лет?

Неизвестные «Волги»
Неизвестные «Волги»

от ГАЗ 24 до 31029

Creta больше не эталон?
Creta больше не эталон?

Обзор компактных кроссоверов 2020