Выбор подержанной машины – почти всегда лотерея. Однако вероятность выигрыша здесь зависит не столько от случая, сколько от вашей внимательности. Если знать, куда смотреть - "диагноз" автомобилю можно поставить уже при первом знакомстве.
Внешность обманчива
"Не бита, не крашена" - классическая приманка для покупателей "бэушек". Если бы это было так! Увы. Найти целую машину - особенно в почтенном возрасте - задача сложная.
Ладно, если кузов пришлось "марафетить" из-за мелких повреждений. Это лишь повод сбросить цену. Но автомобили, восстановленные после серьезной аварии – дело другое. Возьмете такое чудо техники, проблем не оберетесь.
Для начала тщательно изучите кузов. Зазоры между кузовными панелями в идеале должны быть одинаковыми. Явные перекосы свидетельствуют о том, что автомобиль когда-то получил сильный удар. Виднее всего такие "косяки" между дверями, капотом и крыльями, а также - в местах прилегания бамперов.
Откройте капот или багажник и проверьте сварные швы. В заводском исполнении они аккуратно обработаны герметиком и окрашены. Гаражные мастера так обычно не заморачиваются. Различить их грубую "замазку" при внимательном осмотре – не проблема.
Уделите время покрытию кузова. Пылинки и мелкие песчинки под лаком – знак того, что машину красили в кустарных условиях и на скорую руку. От такого варианта лучше отказаться – чтобы потом не ужасаться пятнам коррозии и "жукам".
Тревожный сигнал - восстановленные боковые стойки кузова и лонжероны. В мелких ДТП эти детали обычно не страдают. Кстати, мятые лонжероны редко удается вытянуть до идеального состояния. Волны и сколы краски на них – индикатор "ударного прошлого".
А еще - попробуйте на прочность крепления головных фар. Блоки оптики в целой машине будут сидеть плотно. Если есть хоть малейший люфт, сказки про "небитое и некрашеное" авто продавец пусть рассказывает кому-нибудь другому.
Что внутри?
Об истории автомобиля многое поведает и его интерьер. Конечно, перед продажей здесь наведут порядок. Но скрыть серьезные недостатки не так-то просто.
Первым делом, смотрим на состояние пластиковых панелей и накладок – в том числе на порогах. Бывает, что после серьезных аварий на них появляются трещины или их срывает с креплений. И то, и другое – повод для беспокойства.
Истертые накладки на педалях, продавленный подлокотник, изношенный обод баранки или рычаг КПП намекнут на внушительный пробег автомобиля. Нередко руль одевают в чехол – чтобы скрыть его состояние от глаз покупателя. Попросите у продавца снять эту маскировку!
Изучите обивку пола, а при возможности - загляните на ее изнанку. Разводы от влаги укажут на то, что машине пришлось "поплавать". На эту же мысль натолкнет запах сырости или чересчур тяжелое амбре ароматизаторов. Брать "утопленницу" не следует даже с большой скидкой. Потом больше потратите на ремонт.
Проверьте, как закрываются двери и крышка багажника. Если в проемах на резиновых уплотнителях и на металле есть потертости – возможно, у автомобиля нарушена геометрия кузова. Обратите внимание и на крепежные элементы дверей. Поцарапанные, некрашеные или нестандартные болты и гайки чаще всего говорят о том, что двери снимали. Зачем? А кто же вам правду скажет…
Идем по приборам
А теперь - самое время включить зажигание и проверить бортовое оборудование. Дворники, омыватели, регулировки зеркал, оптика – все должно работать четко. Не пренебрегайте ни одним "глюком". Кто знает, почему "зависает" этот поворотник? Может – реле? А может - что-то замыкает в цепи? Нет, эти вопросы пусть решает кто-то другой!
Заведите двигатель. Не остались ли гореть "тревожные" лампочки на панели? Не подают ли сигналы датчики эйрбэгов, износа колодок или давления масла? За любым из этих огоньков тоже могут скрываться серьезные проблемы.
Пока не поехали, покачайте баранку вправо-влево. Если колеса реагируют на манипуляции с заметным опозданием – в рулевом имеется люфт. Неприятная тема! Ну а когда к поворотам баранки в крайних точках добавляются посторонние стуки, рулевой рейке жить осталось недолго.
Есть проблемы с "сердцем"?
Диагностику двигателя лучше всего делать на хорошем сервисе. Но первые признаки его "болезней" видны невооруженным глазом. Ими могут быть, например, потеки масла и прочих технических жидкостей из-под патрубков. Здоровый мотор должен быть сухим!
Когда двигатель прогреется, послушайте, как он работает на холостых – нет ли лишних звуков? Ритмичное цоканье укажет на проблемы с гидрокомпенсаторами. Плавающие обороты – на нестабильное зажигание или впрыск. Вибрации – на нужду в замене подушек.
Осмотрите технические жидкости. Моторное масло в норме – золотистое и без примесей. Если на щупе оказалась эмульсия, похожая на майонез, значит, в систему смазки где-то просачивается антифриз. Такое бывает при поврежденной прокладке блока цилиндров. Например, после перегрева.
Проблемы с мотором выдаст и пастообразный налет под ободком горловины. Обычно он накапливается при повышенном угаре масла. Здесь причин тоже может быть много. В их числе – "залегшие" маслосъемные кольца, что чревато дорогим ремонтом.
А что у нас с выхлопом? Синий дым из трубы указывает на износ деталей цилиндропоршневой группы. Черный – на "болезни" зажигания или управления впрыском. Плотный белый дымок – на попадание в масло антифриза. Обратим внимание, что все эти признаки верны при сухой и теплой погоде. В мороз и сырость поставить верный "диагноз" по выхлопу сложнее.
Поехали!
Первая поездка – еще один важный этап диагностики. В ее ходе вы узнаете о многом, если будете слушать машину, а не продавца. Так, посторонние звуки и скрипы в подвеске сообщат об "умирающих" сайлент-блоках рычагов, штанг и прочих деталей. Излишняя раскачка – о проблемах с амортизаторами.
У машины с механической трансмиссией следует проверить "хватку" сцепления. Если она происходит, когда педаль почти отпущена – дело пахнет ремонтом. Кроме того, рычаг КПП должен ходить четко, без больших усилий, не "выбивая" включенные передачи.
Прислушайтесь к работе трансмиссии. Навязчивый гул на нейтралке при выжатом сцеплении обычно означает износ выжимного подшипника. При отпущенной педали - проблемы с подшипниками первичного вала.
Коробка "автомат" при переключениях не должна работать рывками. Это легко проверить, разогнав машину так, чтобы она "прощелкала" все передачи вверх, а потом – при торможении – вниз. Также четко в исправной АКПП включается задний ход. Есть рывки или пробуксовки? Коробке пора на сервис!
В автомобиле с передним приводом при развороте выверните до упора баранку. Услышите звонкие щелчки – значит, в замене нуждается ШРУС (или оба). Поломка не самая серьезная, но зато появится возможность поторговаться и сбить цену.
Выведите машину на прямую и ровную дорогу. Вибрирует руль? Возможно, колеса "обуты" в кривую резину. Стоит проверить! А теперь – вообще отпустите баранку. Если автомобиль существенно отклоняется от курса, возможно, у него не отрегулированы углы установки колес (развал-схождение). Однако тот же "косяк" может указывать и на нарушенную геометрию кузова.
Бывает, что машину уводит в сторону при торможении. Тоже неприятный симптом! Помимо вышеперечисленных проблем, здесь причиной могут быть еще и неисправные тормозные цилиндры. Ну а тряска и вибрации намекнут на плохое состояние тормозных дисков. Их замена на дорогих моделях может влететь в копеечку.
Кстати
На что еще обратить внимание при первом знакомстве с "бэушкой":
- сверьте все номера, включая VIN-код, с ПТС и "пробейте" его по базе ГИБДД (это можно сделать на официальном сайте ведомства);
- включите систему отопления. Холодный воздух из "печки" укажет на неприятности в системе охлаждения. А чересчур навязчивый гул кондиционера – на скорый выход компрессора из строя;
- уточните, что у машины два комплекта ключей и два брелка. Отсутствие второго ключа – хорошее основание для торга;
- осмотрите шины. Неравномерный их износ тоже может свидетельствовать о множестве проблем – от неправильного развал-схождения до "кривого" кузова;
- не ограничивайтесь только внешним осмотром. Если машина прошла этот "экзамен" и вас все устроило – добро пожаловать на диагностику на проверенный сервис. Не исключено, пару тысяч рублей, потраченные на "профосмотр", помогут сэкономить куда более внушительную сумму.