Ibiza IV поколения впервые объявилась в марте нынешнего года - на международном мотор-шоу в Женеве. В лице стильного прототипа – малого спорт-купе Bocanegra (что значит по-испански, не скажу). Командой дизайнеров руководил 43-летний бельгиец Luc Donckerwolke, который прежде сотрудничал с Lamborghini: крутой Gallardo – его работа. А теперь новый компакт уже на конвейере – и поступает к европейским дилерам; дерзкий выигрыш темпа. Но как насчет качества?
Что получается, когда дизайнер эксклюзивных супер-спорт моделей принимается за массовый «хэтчбек» размерного класса B? Обратимся к оценкам профессиональных автообозревателей – довольно поучительно.
Встречают по одежке
В 3-дверном исполнении SportCoupe новая Ibiza выглядит и в самом деле не слабее выставочного Bocanegra. Да и 5-дверный «хэтчбек» неплохо смотрится; Люк Донкервольк привил-таки конвейерному компакту нечто индивидуальное и экзотическое. Браво!
Заряженная Cupra.
Интерьер тоже впечатляет: располагающий дизайн, простор для водителя и пассажиров. На посадочных местах удобно устраиваются четверо взрослых ростом по 180+ см каждый. Правда, 5-му тогда уже ловить нечего.
Водителю за рулем «ибицы» исключительно удобно: сиденье передвигается не только вперед-назад, но и по высоте. «Баранка» регулируется и по углу наклона, и по вылету; независимо от комплекции, вы наверняка найдете «свою» позицию. Радует глаз оформление передней панели: удачное сочетание рациональной эргономики и спортивной стилистики. Досадно, что инженеры не сумели уменьшить ширину стоек лобового стекла, и они ограничивают обзорность вперед/в стороны; все ради жесткости несущей структуры.
Оформление "кокпита" скучным не назовешь. За откидной дверью есть место для поклажи.
Помещение для багажа невелико, но рациональной конфигурации; на практике вполне достаточно и удобно. Сиденья 2-го ряда, само собой, складываются (раздельно по неравным частям) и образуют обширную площадку для разнообразной поклажи; гибкая вариабельность.
Техника безопасности у «ибицы» фольксвагеновская; мало не покажется. В салоне от 4 до 6 «подушек» (в зависимости от исполнения), 3-точечные пояса с преднатяжителями, мониторинг давления в шинах; шасси с ABS и электроникой стабилизации автомобиля. «Адаптивная» головная светооптика и bi-ксенон – за доплату; в общем все как у людей. И комфортно-развлекательным оснащением машинка не обижена: даже и в самой скромной комплектации есть электростеклоподъемники (передние окна), радио и CD-плейер. А если чуть подороже, то стеклоподъемники также и сзади, климат-контроль, обтянутые кожей «баранка» и «набалдашник» рычага КПП, легкосплавные колеса… И т.д.: любой каприз за ваши деньги.
Провожают по дорожке
В статике все в порядке. А вот в движении Ibiza оставила не столь благоприятное впечатление. Прежде всего ощущение недостаточной «отшлифованности»: так, от 1,6-литровой бензиновой «четверки» слишком много шума. Стоит раскрутить тяговитый 16-клапанник чуть выше средних оборотов, как его манеры становятся откровенно грубыми.
Малый 3-цилиндровый моторчик гораздо приятнее – и приемистость у него на удивление приличная. Тогда как 1,39-литровая «четверка» ни то ни се: откровенно «летаргический» характер и практически никакой разницы в динамике с 1,2-литровым 12-клапанником. Не стОит доплаты.
А главное, у «ибицы» никакая плавность хода: разочарование. Компакт неровно (и где-то даже нервозно) катится по магистрали с образцовым покрытием. Ну а на второстепенной дороге вы почувствуете самый натуральный дискомфорт. Такое нередко имеет место в исполнениях с литражными двигателями повышенной мощности, когда инженеры, «зажимая» подвеску, стремятся улучшить держание дороги и управляемость легковушки. Однако здесь плавность хода никакая даже и с наименьшим из силовых агрегатов; не получилось.
Причем жертва качества не принесла выигрыша и в темпе: управляемость «ибицы» тоже оставляет желать лучшего. Не подумайте: ничего такого. Машинка надежно и предсказуемо идет «связкой» виражей – без всякого драматизма. Печаль в другом: человек за рулем тут как бы посторонний. Ничего похожего на глубоко интимную обратную связь, которую испытывает водитель новой фордовской «фиесты» (хотя легковушки предельно близки по классу и конструктивно). Две большие разницы, как говорят у нас…
Скажем, рулевое управление «ибицы» - легкое и точное в городских условиях. Хотя его «непрозрачность» настораживает уже и там, а на скоростных загородных дорогах практически «пустой» руль напрягает. В «испанском» характере слишком много от VW и почти ничего от ALFA Romeo, под которую и косит марка SEAT Драма обманутых ожиданий…
Впрочем, обозреватели еще не имели возможности испытать версию в комплектации Sport. Возможно, там совсем другое дело…
Новая Ibiza смотрится и в 5-дверном исполнении.
Плюсы и минусы
Количественные оценки подтверждают общее впечатление от знакомства с «ибицей» очередного поколения. Прикинем.
Внешность – 4 балла (из 5 возможных) . В облике новой «ибицы» есть что-то, выводящее машину из общего ряда. Неплохо смотрится 5-дверный «хэтчбек», однако тем, кто выше всего ставит выразительную стилистику, подойдет «заостренный» дизайн SportCoupe.
Держание дороги и управляемость – 3. Ibiza прилично держит дорогу, стабильно и предсказуемо идет по заданной траектории. Однако в ее поведении слишком много от VW и почти ничего от ALFA Romeo.
Комфорт и оснащение – 3. У SEAT стремились привить «ибице» спортивные манеры – ценой плавности хода. Нервозное поведение даже и на магистрали, тогда как на дорогах местного значения - натуральный дискомфорт. А вот комплектация неплохая – даже в базовых версиях.
Динамика – 4. Двигатели вполне справляются – и 1,2-литровый 12-клапанник, и 105-сильная «четверка» рабочим объемом 1,6 л. Разве что 1,39-литровый 16-клапанник выпадает из ряда: довольно вялый и не стОит доплаты против 3-цилиндрового 69-сильного моторчика.
Безопасность и защита – 4. Новая Ibiza уже прошла испытания Euro NCAP «на удар» и заработала все 5 «звезд» по защищенности пассажиров. А также 4 «звезды» по безопасности детей и 3 – по защите пешеходов. Великолепные результаты. В минусе слишком широкие передние стойки (ограничивают обзорность); потеря балла.
Качество и надежность – 4. Вот тут фольксвагеновское происхождение «ибицы» сказывается в плюс. Ладно скроенная машинка сшита из приличных материалов. Жаль, что у первых экземпляров новой модели на шасси прослушивались ненужные скрипы и стуки; потеря балла.
Внутреннее пространство – 4. По простору для пассажиров и месту для поклажи Ibiza занимает верхние позиции в своем классе. Четверо взрослых устраиваются в салоне вполне удобно – вместе с багажом.
Эксплуатационные расходы – 4. Исполнения с бензиновыми моторами довольно экономичны по топливу. Особенно с 3-цилиндровым 1,2-литровым: средний расход бензина - 5,9 л на 100 км пути. И сервис сравнительно недорогой.
В плюсе:
- стильная внешность;
- приличная (для компакта класса B) комплектация;
- просторный интерьер.
В минусе:
- вялая 1,39-литровая «четверка» на бензине;
- никудышная плавность хода;
- недостаточная «отшлифованность» машины (грубоватая работа двигателей, шумы от ходовой и набегающего на скорости воздуха).
Общая оценка - 3+ балла (из 5 возможных) . Резервы для совершенствования есть.
Вердикт: посредственно. Высокие оценки за привлекательный дизайн и просторный салон не перекрывают недостатков управляемости и неровного хода. К сожалению, Ibiza не тянет на тот уровень, который обозначен спортивной внешностью нового компакта.
Справка-объективка. До недавних пор марка SEAT, отделение Volkswagen AG, выглядела на фоне «родительского» концерна примерно как Kia рядом с Hyundai. Однако в последние годы руководство группы ведет линию на, так сказать, индивидуализацию «дочерних» брендов – SEAT, Skoda (не говоря уже про Bugatti…).
Понятно, что кооперация и унификация матчасти (силовые агрегаты, несущие структуры, ходовая) практически полная, тогда как внешне испанские, немецкие и чешские легковушки мало похожи друг на друга. Искусство дизайна, и новая Ibiza – его выразительный продукт.
Ходовая у новой "ибицы" вполне стандартная.
Компакт от SEAT создан на платформе Polo очередного поколения (хотя и в особом «испанском» стиле) – с легким опережением. В чем разница против прежней модели? Если в линейных размерах, то колесная база увеличена на 9 мм; вроде мелочь (в пользу внутреннего пространства), а приятно. Несущая структура повышенной жесткости - с зонами программируемой деформации (см. результаты испытаний Euro NCAP). Ходовая осталась, на беглый взгляд, прежней: спереди все та же схема McPherson, сзади – на сопряженных продольных рычагах. Усовершенствования в нюансах: геометрия, подбор опор, пружин, поперечных стабилизаторов, характеристик демпфирования амортизаторов…
Резина размером от 185/60R15 до 215/40R на 17-дюймовых легкосплавных колесах («заряженное» исполнение Cupra). Рулевой механизм «шестерня-рейка» с электросервоусилителем. Даже и в самом скромном исполнении (с 3-цилиндровым бензиновым моторчиком) «ибица» комплектуется дисковыми тормозами не только на передних колесах, но и на задних. Заявка на спортивный характер: испанская «альфа».
Вместимость багажника при полной посадке по местам - 285 л. А если сложить спинки задних сидений, то погрузочное пространство увеличивается до 555 л; немного. Снаряженный вес 3-дверного SportCoupe – от 1050 кг, 5-дверные исполнения, естественно, тяжелее (от 1075 кг). Но в любом случае Ibiza IV поколения легче предшественника; грамотная работа.
Гамма двигателей целиком от VW: бензиновый 1,2-литровый 12-клапанник выдает до 69 л.с. при 5400 мин-1, тогда как 1,39-литровая «четверка» развивает 86 сил при 5 тыс. оборотов. Есть еще 105-сильный 1,6-литровый мотор, а также два турбодизеля TDI: 80-сильный 3-цилиндровый рабочим объемом 1,42 л - и 1,9-литровая «четверка» максимальной мощностью 105 л.с. По умолчанию, двигатели стыкуются с ручной 5-ступенчатой КПП, тогда как за доплату некоторые из них комплектуются 7-ступенчатой «роботизированной» КПП DSG (2 сцепления, переключение без разрыва потока мощности).
Двойной наддув 1,39-литрового TSI: конструкция XXI в.
С самым скромным из силовых агрегатов SportCoupe разгоняется с места до 100 км/ч за 15 сек. Объявленная максимальная скорость – 165 км/ч, средний расход бензина (EU) - 5,9 л на 100 км пробега. Со 105-сильной 1,6-литровой «четверкой» гораздо веселее: время разгона до «сотни» - 10,4 сек., «максималка» - 189 км/ч. Тогда как средний расход бензина увеличивается незначительно – до 6,6 л на 100 км. Динамика с 1,9-литровым TDI (105 л.с.) примерно такая же – при среднем расходе дизтоплива в 4,5 л на «сотню» пробега. Ну а в специсполнении Ecomotive (с 3-цилиндровым TDI) «ибица» потребляет и вовсе смешные 3,7 л! Призадумаешься.
Особое мнение. Компакты Ibiza делают не только практично-экономичными, но и динамичными. Обозреватели не отдали должное «заряженному» исполнению под названием Cupra, а зря.
Сравним малый «хэтчбек» с … Ferrari. Возьмем супер-спорт Mondial 20-летней давности, - а почему нет? Посадочная формула у «мондиаля» - 2+2, у 3-дверной Ibiza Cupra вроде того. Два спорт-купе: «штучное» изделие центральномоторной архитектуры – с задними ведущими. Другое – компактная переднеприводная легковушка массового производства.
У Ferrari перед задней осью V-образная 3,2-литровая «восьмерка»: 32-клапанное газораспределение, «плоский» коленчатый вал, смазка с «сухим» картером. «Формульная» конструкция; со впрыском бензина Bosch K-Jetronic двигатель развивает до 270 л.с. при 7 тыс. оборотов. «Восьмерка» состыкована с ручной 5-ступенчатой КПП и способна разогнать спорт-купе с места до 100 км/ч за 7,4 сек. Объявленная максимальная скорость – 250 км/ч; выдающаяся для 1988 динамика.
А Cupra? Под капотом все тот же 1,39-литровый 16-клапанник, но с непосредственным впрыском бензина в камеры сгорания и двойным наддувом (приводной нагнетатель и турбокомпрессор). Чудо-агрегат TSI выдает аж 180 л.с. где-то при 6 тыс. оборотов и работает с 7-ступенчатой DSG; бесподобная комбинация. И в спорт-настройке ходовой держание дороги и управляемость наверняка только выиграли.
С фольксвагеновским hi-tech супер-«ибица» развивает скорость до 225 км/ч; намного уступает Ferrari. А вот в разгоне с места между ними никакой разницы: Cupra набирает «сотню» за какие-то 7,5 сек. И если выпустить два спорт-купе на «северную петлю» культовой трассы Nurburgring, то еще не факт… Думаю, после легкого «чип»-тюнинга TSI (на 200+ л.с.) Cupra у «мондиаля» выиграет.
Вас такой расклад не изумляет? А может, сравним «соперников» еще и по расходу горючего? У Cupra уходит в среднем (EU) 6,7 л на «сотню», тогда как Mondial сжигает … В общем в разы. Есть прогресс в автомобилестроении, есть. И компакты у SEAT выпускают «горячие»; страна Кармен, тореро, фламенко…
Фото SEAT, Volkswagen.