Главный дизайнер Jaguar Cars Ян Каллум – личность неординарная. За время своей работы в компании Aston Martin Ян создал, в частности, три автомобиля – DB7 (в 1994 году), Vanquish образца 2001 года и DB9 (в 2004 году работу закончил Хенрик Фискер). Названные машины выглядят потрясающе. Великий Поль Брак включил купе Aston Martin DB7 в тройку лучших автомобилей современности, а модель DB9 до сих пор определяет лицо одного из лучших мировых брендов. Однако карьеру Каллума в «Ягуаре» столь же последовательной, на мой взгляд, считать нельзя.
В 2003 году компания из Ковентри выпустила седан Jaguar XJ четвёртого поколения, дизайн которого разработал всё тот же Ян Каллум. Автомобиль получился интересным. С одной стороны, X350 (заводской индекс) обзавёлся модернизированными моторами, новой 6-ступенчатой коробкой передач и несущим алюминиевым кузовом, но с другой – сохранил прежний классический стиль.
Ян Каллум и его Jaguar F-TYPE S на премьере в Австралии
В то время в «Ягуаре» придерживались стройной теории по поду эволюции дизайна люксовых автомобильных брендов, о которой Ян Каллум рассказывал на презентациях X350. Согласно этой теории, дизайн в дальнейшем будет меняться практически незаметно – в духе швейцарских часов, оставаясь при этом в рамках исторически сложившегося стиля, а покупатели, приобретая автомобиль, делают выбор исходя из образа жизни в целом.
Jaguar XJR 2003 года (X350)
| Jaguar XJ после рестайлинга 2007 года (X358)
|
Увы, подобный подход к маркетингу принёс отрицательные плоды – и без того низкие продажи продолжили падать. Наверняка, отрицательную роль также сыграла техническая отсталость британцев (во всём кроме лёгкого кузова Jaguar уступал конкурентам) и меньший уровень комфорта, который 350-й XJ мог предложить водителю и пассажирам.
Вполне возможно, существовала и ещё одна – четвёртая причина низкого спроса на Jaguar X350, имеющая, в отличие от первых трёх, противоположную природу.
Добиваясь улучшения комфортабельности, или, точнее – увеличения пространства над головами, разработчики модели X350 немного приподняли высоту кузова. В результате изменились пропорции автомобиля, и он потерял то, что ценили почитатели седанов Jaguar XJ, начиная с 1968 года – лёгкий, вытянутый и изящный, стелящийся по земле силуэт.
Jaguar XJ6 Series 1
Скорее всего, на судьбе модели X350 отразились все перечисленные выше причины вместе. И помимо этого складывается впечатление, что «Ягуар» растерял на рубеже веков прежних поклонников марки (из числа любителей классических машин), а новых друзей так и не приобрёл.
Как бы там ни было, продажи постоянно находились ниже уровня окупаемости, что приносило владельцам компании одни убытки. Стоит отметить, что я не намерен развивать тему смены собственников «Ягуара», поскольку полагаю, что источник подобного положения вещей находится (причём очень давно) внутри британской команды. Владельцы, напротив, в течение длительного времени предоставляют команде все необходимые ресурсы и полную свободу действий.
Современные седаны Jaguar XJ и XF с приводом всех колёс
В 2008 году менеджмент «Ягуара» устами своего главного дизайнера провозгласил о полном разрыве с прошлым. «Jaguar больше никогда не будет классическим», - заявил Каллум, что прозвучало грубо по отношению к памяти Сэра Уильяма Лайонса – основателя компании Swallow Sidecars, переименованной после второй мировой войны в Jaguar Cars.
Вскоре на рынке появилось материальное подтверждение радикальной смены курса – седан Jaguar XF. А спустя год в продажу поступил и новый флагман – Jaguar XJ (X351).
Благодаря новым моделям продажи, разумеется, несколько увеличились. Однако на фоне Mercedes-Benz, BMW или Audi «Ягуар» так и остался почти незаметным.
Вся эта история с изменением стратегий почти не повлияла на судьбу Jaguar XK – единственной спортивной модели компании из Ковентри, которая выпускается с 1996 года в кузовах купе и кабриолет и в большом количестве разнообразных модификаций. Но так как этот автомобиль морально устарел, то и в данном случае продажи невелики, а поэтому XK, наверняка ждёт скорая смена поколений. Однако начинать Новую Жизнь (в который раз?) в «Ягуаре» решили с другим кабриолетом – Jaguar F-Type.
Jaguar F-TYPE S на премьере в Австралии. Обратите внимание на сдвоенные патрубки выпускной системы, размещённые по центру бампера – такое их положение указывает на двигатель V6
На термине «кабриолет» по отношению к Jaguar F-Type настаивает сам Ян Каллум. Дизайнер говорит, что англичане любой открытый автомобиль называют кабриолетом, а roadster – слово американское. С другой стороны, менеджеры компании не скрывают, что надеются на хорошие продажи в Америке. А обозначение «родстер», на мой взгляд, давно стало международным и гораздо больше подходит компактному и мощному двухместному спортивному автомобилю со складывающейся крышей.
Jaguar F-TYPE с мотором V6 в движении
Впрочем, терминология не так важна. В словах главного дизайнера как обычно много пафоса. Однако удивляет другое – в Ковентри заговорили о ДНК «Ягуара». А новый Jaguar F-Type называют не иначе, как главным носителем этой самой ДНК. В список исторических образцов представители компании включают как минимум три машины: знаменитый E-Type, чуть менее известный Jaguar XK120 (выпускался с 1948 по 1954 гг.) и даже модель SS100 – спорткар 77-летней давности, ставший первым «Ягуаром» и первым получивший фигурку, сделанную Фредериком Гордоном Кросби. Мало того, в связи с премьерой родстера F-Type, состоявшейся на моторшоу в Париже, в «Ягуаре» вспомнили даже о том, что это они «а, не Porsche или Ferrari начали раньше всех выпускать настоящие спортивные автомобили».
Jaguar SS100 и Jaguar E-Type в гостях у родстера F-TYPE на его презентации в музее Родена в Париже
В связи с последним заявлением хочется рассказать о нехитром эксперименте. Один из аналитиков в области дизайна при помощи банального фотошопа поместил на решётку радиатора F-Type помимо головы «Ягуара» его фигурку, 3-лучевую звезду Mercedes-Benz и лошадку Ferrari. Забавно, но все четыре эмблемы выглядят на Jaguar F-Type одинаково гармонично. С одной стороны это может означать, что Jag – универсально красив, с другой – у него мало (совсем нет) – родословных признаков.
Jaguar F-TYPE. Фото в студии
В облике трёх вышеупомянутых исторических прототипов можно отметить два общих момента – вытянутый приземистый силуэт плюс необычайно длинный капот. По-видимому, именно таким и должен быть настоящий Jaguar. С этим согласен даже Каллум. В интервью писателю Стивену Бейли Ян рассказывает: «Эстетика Уильяма Лайонса была запредельна. У его оригинального SS1 капот был длиннее, чем у любого из тогдашних одноклассников. Экстремальность закладывалась в образ почти любого Jaguar эпохи Лайонса».
Jaguar F-TYPE V8 S
Да, но ведь родстер F-Type совсем не такой! Его пропорции, как и компоновка, сугубо рациональны. Длина у нового автомобиля равна 4470 мм, колёсная база – 2622 мм, ширина (без боковых зеркал) – 1923 мм, высота – 1308 мм. Мне кажется, ближе всего к «Ягуару» по этим параметрам расположен Aston Martin V8 Vantage Roadster. Старик из Гэйдона на 85 мм короче новичка из Кастл Бромвича (завод, собирающий F-Type, находится здесь), на 58 мм – уже, на 38 мм – ниже. Колёсная база у V8 Vantage тоже чуть меньше – 2601 мм, против 2622 мм – у F-Type.
Aston Martin V8 Vantage Roadster
То, что хорошо для «Астона», не обязательно годится для «Ягуара». К тому же Aston Martin V8 Vantage Roadster может гордиться тщательно выверенными нюансами экстерьера и интерьера, а также стопроцентной узнаваемостью. Однако в салоне Jaguar F-Type можно также найти парочку интересных решений. Выдвижные дефлекторы системы вентиляции делают автомобиль живее. А наклонный поручень, отделяющий кокпит водителя от кресла пассажира, позволяет маркетологам из Ковентри рассуждать о посадочной формуле «1+1».
Тем не менее, основные преимущества кабриолета Jaguar F-Type (по сравнению с родстером Aston Martin V8 Vantage) нужно искать на поле техники, а не дизайна (помимо цены, разумеется).
Кокпит Jaguar F-TYPE
Главным недостатком модели Aston Martin V8 Vantage является её большая масса. Именно она не позволила этому автомобилю достичь той планки, которая была поставлена при разработке – превзойти по реальной скорости Porsche 911. В «Ягуаре» подобной цели не озвучивали. Но при этом F-Type имеет немного больше возможностей для того, чтобы к Porsche приблизиться. Снаряжённая масса Aston Martin V8 Vantage Roadster равна 1710 кг. Масса F-Type у модификации V8 S достигает 1665 кг, но у базовой версии она меньше – 1597 кг. При этом кабриолет Porsche 911 Carrera весит, к примеру, всего 1450 кг. Кроме того, Porsche на 10 л.с. мощнее, чем самый лёгкий вариант F-Type.
Алюминиевый кузов Jaguar F-TYPE
Так что же, второй британский спорткар проигрывает эту битву и вновь до её начала? И даже не смотря на то, что весь изготовлен из алюминия? Похоже, что так оно и есть. Если невозможно конкурировать с Porsche, то пробуем разобраться в том, какая из предложенных модификаций лучше. Ответ на этот вопрос не так однозначен, как кажется на первый взгляд.
Jaguar F-TYPE V8 S
Как известно, кабриолет Jaguar F-Type предлагается в трёх вариантах исполнения –F-Type, F-Type S, F-Type V8 S. А отличаются модификации, прежде всего, моторами. Все двигатели – бензиновые, V-образные, с непосредственным впрыском топлива, оснащённые механизмами изменения фаз газораспределения на впуске и выпуске плюс нагнетателями.
На модификацию F-Type устанавливается 6-цилиндровый мотор рабочим объёмом 3.0 л. Такой двигатель развивает мощность 250 кВт (340 л.с.) при 6500 об/мин и крутящий момент 450 Нм в диапазоне от 3500 до 5000 об/мин.
Для версии F-Type предназначен фактически тот же мотор, но с другими значениями мощности и момента – 280 кВт (380 л.с.) и 460 Нм соответственно.
Jaguar F-TYPE V8 S. Об этом свидетельствуют два сдвоенных патрубка выпускной системы, расположенные по краям кузова
А вот Jaguar F-Type V8 S комплектуется более производительным 8-цилиндровым агрегатом. Этот мотор объёмом 5.0 л развивает мощность 364 кВт (495 л.с.) и крутящий момент 625 Нм.
Все перечисленные моторы работают в паре с автоматической 8-ступенчатой КПП с гидротрансформатором, стопроцентная блокировка которого возможна начиная со второй передачи. Механическая коробка должна появиться, кажется, в 2014 году. Привод задний.
Трансмиссия Jaguar F-Type достаточна умна. Она учитывает манеру езды водителя, профиль дороги, продольное и боковое ускорение автомобиля и массу других параметров. У версии F-Type S в список базового оснащения включён задний дифференциал повышенного трения, а у модификации F-Type V8 S – электронно-управляемый дифференциал (с пакетом фрикционов и электромотором). Предусмотрен «стартовый помощник».
Jaguar F-TYPE с выдвинутым антикрылом
Передняя и задняя подвески выполнены на двойных рычагах. На модификациях S и V8 S установлены адаптивные амортизаторы. Система Dynamic позволяет менять степень реакции автомобиля на действия водителя – в частности, на нажатие педали акселератора. Правда, эта технология будет предлагаться далеко не на всех рынках. Рулевое управление с гидравлическим усилителем. Из крышки багажника на скорости 96 км/час выдвигается небольшое антикрыло. Благодаря этому прижимная сила увеличивается на скромные 120 кг. При понижении скорости до 64 км/час антикрыло убирается обратно.
Jaguar F-TYPE V8 S
По технике автомобиль у инженеров Jaguar Cars получился довольно интересным, но с нюансами. К примеру, представители компании не называют точное распределение массы по осям, говоря лишь о том, что значение близко к идеальному. На мой взгляд, такое вполне возможно, но только с мотором V6. Ведь, в отличие от Aston Martin Vantage, в трансмиссии Jaguar F-Type не используется схема Transaxle, а применяется классическая компоновка, при которой коробка объединена в общий агрегат с двигателем. Родстер с V8 почти на 70 кг тяжелее 6-цилиндрового варианта, и практически вся разница приходится на переднюю ось. Возрастает не только нагрузка на неё, но и полярные моменты инерции, но всё это приводит к ухудшению управляемости по сравнению с более лёгкой модификацией.
Jaguar F-TYPE V8 S и F-TYPE с двигателем V6
Не зря же некоторые британские журналисты уже порекомендовали своим читателям не тратить лишние деньги, а заказывать 6-цилиндровую версию F-Type в наиболее простой комплектации и вдобавок с 18-дюймовыми колёсными дисками. Подобный выбор означает уменьшение неподрессоренных масс, а всё вместе – увеличение удовольствия от вождения. И это не смотря на то, что 340-сильный мотор разгоняет родстер до 100 км/час за 5.3 с, а 8-цилиндровый двигатель – на целую секунду быстрее.
Интересную работу проделали их немецкие коллеги. Журналисты издания Auto Motor und Sport сравнили Jaguar F-Type с такими открытыми автомобилями, как Porsche Boxster и Porsche 911, Mercedes-Benz SL и Mercedes-Benz SLK, Audi TT RS и BMW Z4, а также Nissan 370Z и Chevrolet Corvette. Они пришли к выводу, что новое предложение из Ковентри ни с кем не конкурирует напрямую, а представляет собою этакую «нишу в нише».
Мне кажется, этого вряд ли достаточно для того, чтобы повторить успех Jaguar E-Type или первого Jaguar XJ. Ниша – как клетка, из которой не выпрыгнешь. Не достаёт Jaguar Cars видения и вкуса Сэра Лайонса.
Фото компаний Jaguar Cars и Aston Martin, а также портала Serious Wheels