FIAT

Тест-драйв FIAT Panda

Тест-драйв FIAT Panda

Обзоры и тесты

Характеристики Фото Отзывы




Поделись с друзьями:

Email Email | Версия для печати Распечатать

Итальянская “Pandaмия”: советский след

CarExpert.ru 23.06.2020

FIAT Panda

Сергей Дьяконов



В 2020 году исполняется 40 лет забавному итальянскому автомобильчику – Fiat Panda. Вообще этой машины могло бы и не быть вовсе, если бы не иранская революция и ввод советских войск в Афганистан в 1979 году.

Из-за этих событий цена нефти на мировом рынке подскочила до 37 долларов за баррель, с учетом инфляции это соответствует примерно 100 нынешним долларам. Бензин, естественно, тоже подорожал, причем во многих странах возник его дефицит, что вызвало рост интереса к компактным, экономичным автомобилям.

Увы, на тот момент у Fiat в модельном ряду не было ни одной конкурентоспособной машины подобного класса, Fiat-127 и Fiat-126 к тому времени уже устарели, к тому же последний импортировался из Польши, а там в это время был правительственный кризис, и поставки шли с перебоями. Перспективная компактная модель Fiat Uno, на которую итальянский концерн делал основную ставку, в это время еще была не готова, и в этих условиях было принято решение форсировать работу над моделью Fiat-141, которая в серии получит имя Panda.

В полиции Сан-Марино работают исключительно Fiat Panda различных поколений
В полиции Сан-Марино работают исключительно Fiat Panda различных поколений


За основу был взять концепт разработки Джорджетто Джуджаро, но при этом серийные машины значительно отличались от первоначального варианта. Для удешевления производства и ремонтопригодности, конструкцию машины максимально упростили, все стекла сделали плоскими, включая лобовое, вместо ручек дверей – кнопки, кузов только один – трехдверный хэтчбек. Но при этом еще на стадии проектирования предусмотрели возможность создания полноприводной модификации, это следствие влияния нашей “Нивы”, которая пользовалась большим успехом на европейском рынке в конце 1970-х годов, а альтернативы ей тогда не было.

Компоновка автомобиля был вполне современной для тех лет – передний привод, реечное рулевое управление, передняя подвеска типа McPherson. По периметру кузова практичный пластиковый обвес, как на современных кроссоверах. Запасное колесо удалось разместить в моторном отсеке, что позволило сделать багажник достаточно вместительным, несмотря на компактные габариты автомобиля. Поскольку на момент начала производства перспективные двигатели семейства Fire еще находись в стадии разработки, то первое время на автомобиль ставили двухцилиндровые моторы воздушного охлаждения от модели Fiat-126 (652 куб. см, 30 л.с.) или четырехцилиндровые водяного охлаждения от хэтчбека Fiat-127 (903 куб. см, 45 л.с.).

Fiat Panda один из самых распространенных автомобилей в Италии
Fiat Panda один из самых распространенных автомобилей в Италии


Продажи Fiat Panda стартовали в феврале 1980 года, еще до официальной премьеры на Женевском автосалоне, которая состоялась в марте. Покупатели оценили недорогой, практичный и симпатичный автомобильчик, уже в июле 1984 года собрали миллионную Panda. В процессе производства машину постоянно модернизировали. В 1981 году освоили производство модификации с правым рулем. В 1982 году автомобиль получил новую облицовку радиатора, в модельном ряду появилась богатая комплектация Panda Super, в качестве опции стала доступна пятиступенчатая коробка передач. Помимо хэтчбека, для некоторых рынков выпускались грузопассажирские версии, у которых отсутствовало заднее сиденье.

В 1983 году началось производство полноприводной версии Fiat Panda 4х4. Вообще-то кроме кузова, это совсем другой автомобиль. Начнем с того, что производили его не в Италии, а в Австрии, на заводе Stayer-Daimler-Puch, там же где делали легендарные Gelandewagen. Помимо оригинальной трансмиссии и подвески (на полноприводных версиях сзади стояли рессоры, в то время как на переднеприводных машинах была пружинная подвеска), австрийские автомобили оснащались более мощным 48-сильным двигателем, у них по сравнению с итальянцами значительно лучше было качество сборки и окраски. Но и цена существенно выше, поэтому такие машины пользовались ограниченным спросом, всего собрали около 200 000 полноприводных Fiat Panda первого поколения, в то время как обычных “бамбуковых медведей” в Италии сделали 4,5 млн., не считая машины испанского производства.

С другой стороны как считать, если рассматривать Fiat Panda 4х4 как полноприводную улучшенную модификацию бюджетного хэтчбека – да дорого, а если как младшего брата Gelandewagen – то почти даром. Тем более, что машина обладала отличной проходимостью. В 1980-х годах почтовая служба Швейцарии объявила конкурс на поставку транспорта для доставки корреспонденции в удаленные горные районы, в котором приняли участие многие именитые производители внедорожников. Испытания на скорость доставки проводились в реальных условиях, в финал вышли двое: Mercedes-Benz Gelandewagen и Fiat Panda 4х4. И “бамбуковый медведь” победил, он свободно проезжал по таким горным тропам, где “немец” попросту не помещался. Во многих горных регионах Западной Европы до сих пор исправно несут службу Fiat Panda 4x4 первого поколения.

Но вернемся к базовой модели. В 1986 году машину существенно модернизировали. Автомобиль получил новые бензиновые двигатели семейства Fire мощностью 34, 45 или 50 л.с. – первые в мире, спроектированные с использованием метода компьютерного моделирования, также появилась дизельная версия. Автомобиль получил новые бамперы, решетку радиатора, панель приборов, была модернизирована задняя подвеска. Пластиковый обвес, который провоцировал коррозию кузова, заменили на широкие молдинги. В таком виде машина выпускалась до начала 1990-х годов. В 1993 году автомобиль планировали снять с производства и заменить на перспективную модель Fiat Cinquecento, но как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.

Fiat Panda первого поколения до сих пор исправно несут службу в итальянской полиции
Fiat Panda первого поколения до сих пор исправно несут службу в итальянской полиции


У нас своих медведей хватает

С момента появления Fiat Panda модель внимательно изучали в СССР, где тоже планировали развернуть массовое производство доступных и компактных автомобилей. Как у нас было принято в те годы, закупили несколько образцов зарубежных аналогов, среди них и Fiat Panda, так сказать для изучения, а проще говоря, с целью – “содрать”. К сожалению, в качестве основы для отечественного автомобиля, получившего имя “Ока”, выбрали не очень удачный прототип – Daihatsu Cuore. Главные недостатки – маленькие 12-дюймовые шины и небольшой моторный отсек, не позволявший разместить четырехцилиндровые двигатели. К тому же это сугубо городской автомобиль с короткоходной подвеской и небольшим дорожным просветом. В итоге подвеску адаптировали от модели ВАЗ-2108, от нее же взяли половину двигателя – из четырехцилиндрового сделали двухцилиндровый. В итоге получился хотя и симпатичный, но не технологичный и нерентабельный в массовом производстве автомобиль, себестоимость “Оки” была не намного ниже, чем у ВАЗ-2108.

Поэтому в конце 1980-х в качестве прототипа массового народного автомобиля, производство которого планировалось развернуть на новом заводе в Елабуге в 1992 году, решили взять Fiat Panda. К тому, же для оснащения нового завода нужно оборудование, которое Fiat был готов предоставить в кратчайшие сроки и недорого, поскольку Fiat Panda все равно собирались снимать с производства. Для реализации проекта по строительству завода было подписано межправительственное соглашение между Италией и СССР, но Fiat не успел подключиться, поскольку Советский Союз развалился, а в обнищавшей новой России в 1990-х годах даже недорогие машины были не по карману большинству жителей, отечественные заводы способны были сами удовлетворить спрос.

В итоге производство Fiat Panda в Италии и Австрии продолжилось до 2003 года. В 1991 году автомобиль в очередной раз модернизировали, на него стали устанавливать инжекторные двигатели, помимо механической коробки передач покупателям стала доступна версия с вариатором Selecta. Полноприводная модификация получила новый двигатель объемом 1,1 л и мощностью 54 л.с. Также в начале 1990-х годов небольшими партиями выпускали двухместные электромобили Panda Elettra, у которых батареи были установлены вместо задних кресел. Но спрос на электрическую версию был небольшим, поскольку такие машины стоили втрое дороже базовых, и их производство быстро свернули.

В 2004 году началось производство Fiat Panda второго поколения, которая получила пятидверный кузов, а с 2011 года по сей день выпускается “бамбуковый медведь” третьей генерации. Как и у первого Fiat Panda, у всех наследников была полноприводная модификация.

Испанский родственник – Seat Marbella в Италии не менее популярен
Испанский родственник – Seat Marbella в Италии не менее популярен


Испанский родственник

Почти одновременно с Италией лицензионное производство Panda стартовало в Испании на заводе Seat. Помимо эмблемы испанские машины отличались линейкой силовых агрегатов, на первые версии ставили двигатели объемом 843 куб. см (35 л.с.) и 903 куб. см (45 л.с.) и подвеской – сзади стояли рессоры. Также помимо хэтчбека в Испании выпускали фургон с увеличенным объемом кузова. С 1980 по 1986 год в Испании построили 463 418 хэтчбеков и 82 832 фургонов Seat Panda.

Испанский родственник – Seat Marbella в Италии не менее популярен
Испанский родственник – Seat Marbella в Италии не менее популярен


В начале 1980-х годов SEAT перешел под контроль Volkswagen Group и отношения с итальянским концерном были разорваны. Тем не менее, производство многих итальянских моделей продолжилось, но уже под другими именами. Так в 1986 году после небольшой модернизации Panda стала называться Seat Marbella. Автомобиль получил оригинальную решетку радиатора, бамперы и светотехнику. Появилась новая грузопассажирская версия – фургон с застекленным кузовом Terra. Линейка силовых агрегатов сократилась до одного мотора объемом 896 куб. см, мощностью 40 л.с. Все испанские автомобили имели привод только на передние колеса.

Производство машин в Испании свернули в 1998 году, на пять лет раньше, чем в Италии. На внутреннем рынке Seat Marbella было трудно конкурировать с более динамичными и комфортабельными Ford Fiesta, Peugeot 205 и Renault Twingo, которые в базовой комплектации стоили примерно столько же. За все время выпустили 597 170 хэтчбеков Seat Marbella и 166 601 фургонов Seat Terra. Интересно, что как в Италии, так и в Испании можно было свободно купить и Fiat Panda и Seat Marbella, только продавались они в разных дилерских центрах.

У всех поколений Fiat Panda есть полноприводная модификация
У всех поколений Fiat Panda есть полноприводная модификация


Текст и фото: Сергей Дьяконов



© CarExpert.ru

23.06.2020

Прочитано: 2584 раз



Поделись с друзьями:

Email Email | Версия для печати Распечатать


  Все обзоры и тест-драйвы FIAT



Рекомендуем прочитать:

Автомобильный двигатель. Каким он будет через пять лет?
Автомобильный двигатель. Каким он будет через пять лет?

Haval Dargo
Акцент на брутальность

Haval Dargo

Как не уснуть за рулем в дальней дороге
Как за рулем не уснуть в дальней дороге

Неизвестные «Волги»
Неизвестные «Волги»

от ГАЗ 24 до 31029

Тест-драйв Chery Tiggo 8 Pro e
ПРАКТИЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Chery Tiggo 8 Pro e

Creta больше не эталон?
Creta больше не эталон?

Обзор компактных кроссоверов 2020