В 1951 британский спорт-родстер Jaguar C (XK120) выиграл культовый 24-часовый заезд в Le Mans. Триумф! Потом быстроходные и выносливые автомобили побеждали здесь в 1953, подряд в 1955-57. Сложилась легенда, которая живет и поныне, - хотя «ягуары» давно уже не способны на такие подвиги. Да и марка-то теперь вовсе не британская (даже не американская), хотя выпускаются автомобили как и раньше на заводе в Castle Vale – пригород Бирмингема. Сегодня Jaguar Cars – отделение индийской Tata Motors. Такая вот ирония истории.
И все же, и все же… Славное имя звучит по-прежнему неотразимо, а интерес к новым моделям Jaguar не слабеет. Вот и теперь презентация в Лондоне обновленного флагман-седана XJ не обойдена вниманием мировых СМИ: что там под известным всему миру обозначением?
Драматичный дизайн
Внешне «ягуар» XJ 2010 модельного года сильно разнится с предшественником: вместо 3-объемного седана в ретро-стиле перед вами едва ли не 2-объемник со спадающей к «корме» линией крыши. То есть, в облике новой модели проступает что-то от Rover 2000 (2300, 2600 и 3500) - седан-«хэтчбека» с откидной задней дверью, выпускавшегося с 1976. Разве что 5-й двери у XJ все же нет; дизайнеры Jaguar Cars отказались от возможности создания полноценного «хэтчбека» со свойственной ему гибкой вариабельностью внутреннего пространства. Видимо, сочли неуместным для легковушки люкс-класса…
Вместо «хэтчбека» они изваяли, судя по изяществу профиля, еще одно 4-дверное «купе»; веяние времени. Передок с выдвинутым вперед фальшрадиатором в стилистическом ключе «младшей» модели XF, под приподнятой линией капота скрывается устройство «отстрела» панели вверх при – не дай Бог! – наезде на пешехода. Гуманно. Драматизм дизайна подчеркивается рельефными боковинами - в фирменном исполнении surface tension. Перекличка с flame surface, стилистическим приемом от Криса Бэнгла, который лет 7 назад впервые показал его на примере баварского спорт-родстера Z4. Интересное развитие плодотворной идеи.
Спереди обновленный XJ выглядит совсем не так, как уходящая модель.
Не подумайте, дизайнеры Jaguar Cars вовсе не ограничились поверхностной «косметической пластикой»: обновленный XJ отличается значительно усовершенствованной аэродинамикой. Коэффициент сопротивления воздуха – 0,29; при лобовой площади около 2,375 м2 аэродинамический фактор люкс-седана меньше, скажем, чем у фольксвагеновского Golf. Самый обтекаемый Jaguar в истории марки!
На боковинах играет рельеф surface tension.
Внутреннее пространство флагманского «ягуара» сформировано заново: во главе угла выразительная скульптурная лепка передней панели. К водителю обращен 12,3-дюймовый приборно-информационный монитор Virtual Instruments, на котором отображаются 3 виртуально-стрелочных циферблата - в высоком разрешении. На центральной консоли размещен 8-дюймовый сенсорный дисплей управления бортовыми системами, причем ряд его возможностей продублирован переключателями многофункциональной «баранки»: за рулем «ягуара» не следует отвлекаться от дороги.
Интерьер "ягуара" впечатляет классом отделки. И рациональной эргономикой.
Обновленный «ягуар» идет в 4-х исполнениях – по возрастающей: XJ, XJL («длиннобазный»), Supercharged и Supersport. Уже и в самой «скромной» версии интерьер отделан шпоном древесины ценных пород и обит кожей качественной выделки. Передние сиденья, само собой, с подогревом и вентиляцией (а также с массажной функцией), атмосферу комфорта поддерживает 4-зональный «климат-контроль». Застекленный сдвижной люк в панели крыши. И разумеется, классная «музыка», причем исполнения Supercharged и Superspor в «штате» комплектуются hi-end аппаратурой Bowers & Wilkins: 20 динамиков на 1200 Вт мощности. Наслаждайтесь концертным звучанием Рахманинова и Pink Floyd.
А в «длиннобазной» версии XJL пассажиры 2-го ряда получают дополнительно 12,5 см пространства для ног: уютный салон «звездного» отеля. Включено все.
Технический прогресс
И дело не только в информационно-комфортном оснащении и аэродинамике, хотя при всех новациях неясно, следует ли говорить об очередном поколении флагманского «ягуара». Обновленный XJ (внутрифирменное обозначение X351) в общем и целом тот же самый 4-дверный седан классической компоновки, который выпускается с 2003. Один из немногих в мире серийных легковых автомобилей с цельноалюминиевым несущим кузовом; классная вещь. Как известно, удельный вес конструкционной стали почти в 2,8 раза выше, чем у алюминиевых сплавов. То есть, если несущий кузов изготовить из дюралевого листа на 50% толще, чем стальной, он получится, тем не менее, примерно на 45% легче. Тогда как жесткость (не прочность, а именно жесткость) конструкции из листового металла сильно зависит от его толщины. У XJ необыкновенно легкая и жесткая несущая структура – причем не ржавеет!
Легкая конструкция, и тем не менее XJ образца 2010 заметно тяжелее прежней модели. Снаряженный вес нового люкс-спорт-седана с бескомпрессорной «восьмеркой» AJ-V8 Gen III на бензине - от 1755 кг («короткая» колесная база). Немало, однако сравнимый Mercedes S450 (колесная база почти один в один с XJ) тянет по меньшей мере 1955 кг. Два центнера разницы… Да что люкс-«мерс» - даже «младший» Jaguar XF (c такой же восьмеркой») тяжелее на добрые 100 кг. Невероятно, но факт. А все дело в том, из какого листа изготовлена несущая структура автомобиля.
Под алюминиевым капотом XJ монтируют бензиновые и дизельные двигатели, – начиная от «шестерки» AJ-V6D Gen III. С bi-турбонаддувом 24-клапанный 3-литровый агрегат развивает на тяжелом топливе до 275 л.с. при 4 тыс. оборотов, наибольший крутящий момент – 600 Нм. Неслабо, однако по-хорошему люкс-«ягуар» оснащается цельноалюминиевой 32-клапанной «восьмеркой» AJ-V8 Gen III: при диаметре цилиндров и ходе поршней 92,5 х 93 мм ее рабочий объем равен ровно 5 л. Двигатель оснащен системой непосредственного впрыска бензина в камеры сгорания и со степенью сжатия 11,5 выдает до 385 сил при 6500 мин-1.
Без наддува, тогда как с приводным компрессором (и промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха) «восьмерка» AJ-V8 Gen III R развивает при тех же оборотах все 510 сил. Максимальный крутящий момент – 625 Нм; могучий агрегат. Двигатели работают с 6-скоростным гидромеханическим «автоматом» ZF, допускающим принудительное управление с подрулевых переключателей. Исполнения Supercharged и Supersport комплектуются дифференциалом Active Differential Control: электроника управляет вектором тяги. Сильное средство контроля за поведением скоростного заднеприводного автомобиля.
Продвинутая "восьмерка" AJ-V8: легкие сплавы, непосредственный впрыск бензина в камеры сгорания.
Как и положено «ягуару» с его спортивно-гоночной родословной, подвеска у XJ спереди и сзади на двойных поперечных рычагах (из алюминиевого сплава). Пневматические упругие элементы, поперечные стабилизаторы. За доплату предлагаются амортизаторы с электронным регулированием жесткости (система Adaptive Dynamics). Резина Dunlop SportMax GT; у «младших» исполнений седана она монтируется на 19-дюймовые легкосплавные колеса. Тогда как для «старших» предусмотрены 20-дюймовые. И что характерно, у Supersport покрышки неодинакового размера по осям: 245/40R (спереди) и 275/35R (сзади). Тормоза, разумеется, дисковые (вентилируемые); ABS и все такое. Под стать мощному силовому агрегату.
Кинематически совершенная подвеска (здесь задняя) - с пневматическими упругими элементами.
Обещание динамики
Длина обновленного XJ – 5122 («длиннобазный» - 5247) мм, ширина - 1894, высота (независимо от нагрузки) – 1448; колесная база – 3032 (3157) мм, колея – 1604/1604. Вместимость багажника – 520 л; не хуже, чем у большинства конкурентов.
Совсем не маленький автомобиль. Снаряженный вес тоже ничего себе, - несмотря на широкомасштабное применение легких сплавов и (угле)пластиков. Например, XJ с турбодизелем AJ-V6D тянет от 1795 кг. С таким двигателем люкс-спорт-седан способен разогнаться с места до 100 км/ч за 6,4 сек., объявленная максимальная скорость – 250 км/ч – ограничена электроникой. Причем тяжелого топлива седан расходует в среднем (EU) лишь 7 л на 100 км. Как ни странно, обвинить «ягуара» в прожорливости нельзя.
Впрочем, легковушки культовой марки приобретаются обычно с другими силовыми агрегатами. И динамика у них еще круче: скажем, с 385-сильной «восьмеркой» AJ-V8 седан набирает «сотню» за 5,7 сек. Правда, и средний расход горючего (бензин) подскакивает до 11,4 л на 100 км пути. А в исполнении Supersport с «восьмеркой» AJ-V8 R (наддув) XJ ускоряется до 100 км/ч быстрее, чем за 5 сек. Зверь! Тогда как средний расход бензина увеличивается уже незначительно – до 12,1 л на «сотню» пробега. Впечатляющая динамика – во всяком случае в номинале. А как «большая кошка» ведет себя в обстановке, приближенной к боевой, скоро покажут независимые испытания.
У дилеров обновленный XJ появится осенью; в США за него запросят где-то от 72,5 тыс. долл. – с бескомпрессорной 385-сильной «восьмеркой». Недешево, конечно, но в пределах разумного. Как тут устоять перед обаянием «ягуара»? Хотя российским автомобилистам, наверное, ближе что-нибудь полноприводное. Вроде Audi A8 quattro, – кстати, тоже с алюминиевым кузовом.
Оформление "кормы" чем-то напоминает незадачливый Thesis от Lancia. Может, дизайн светооптики…
Фото Jaguar.