Лет 10 назад приобретение «вэна» означало, что покупатель выбирает вместительность и грузоподъемность – против динамики и управляемости. Теперь же трудная дилемма «или-или» снята: новое поколение универсальных однообъемников сочетает подчас то и другое. Тойотовский компакт-«вэн» 2009 модельного года как раз из современной генерации: он и называется теперь просто Verso - без традиционного первого имени Corolla. Вот о нем разговор – после личного знакомства автообозревателей с многоцелевой легковушкой.
Всемером
Кое-кто из знающих родную речь утверждает, что «семья» восходит к словосочетанию «семь (7) я». Возможно, возможно; в прежние времена семьи из нескольких поколений нередко насчитывали и поболе народу. Verso как раз и рассчитан на немаленькое семейство: компакт-«вэн» берет на борт 5-х взрослых и двоих детей (в 3-м ряду). То есть, вы можете выбрать, конечно, и 5-местное исполнение с 2-я рядами сидений: легче и дешевле. Однако имейте в виду, что Toyota Motor предлагает также и многоместный Verso – в тех же самых габаритах. Посадочная формула, так сказать, 5 + 2; едут все!
Передок в современном тойотовском стиле…
…и аэродинамичный клиновидный профиль.
Посадка в 5-местном Verso свободная – и спереди, и во 2-м ряду сидений. Длинная колесная база позволяет. А вот в 7-местном уже иначе. То есть, водитель и передний пассажир не стеснены, тогда как во 2-м ряду не столь свободно, как в 5-местном исполнении. Внутреннее пространство не резиновое, так что сиденья 3-го ряда удобны практически только для детей. И то – разве слабо?
Погрузочное пространство Verso гибко вариабельное, причем его конфигурация неодинакова у 5- и 7-местного исполнений. При полной посадке в 3 ряда вместимость багажного отсека крайне невелика: пара дорожных сумок – не больше. Чем-то приходится жертвовать… Зато все сиденья в 2-го и заднего рядов складываются «в пол» и образуют ровную погрузочную площадку. И тогда «универсал» берет на борт изрядное количество разнообразной поклажи – натуральный фургон. Но вот удалить (временно) лишние сиденья из салона не получится; не предусмотрено. А жаль: в иных случаях очень даже полезная мера. .
В 7-местной компоновке задний ряд сидений предназначен для детей.
Вместительное и гибко вариабельное погрузочное пространство.
Внешность у Verso вполне тойотовская: рациональная архитектура, отчетливые линии, гармоничные пропорции. Не сказать, что шедевр технической эстетики, но выглядит компакт-«вэн» привлекательно. И передняя панель оформлена интересно: циферблаты спидометра и тахометра выглядывают из-под козырька по ее центру, развернутые к водителю. Своеобразная композиция, а вот насколько она эргономична, вопрос отдельный. «Баранка» настраивается по углу наклона и вылету, сиденье водителя регулируется не только по горизонтали, но и по вертикали. В «штате» уже самых недорогих исполнений Verso числится кондиционер, а также передние электростеклоподъемники и сервомеханизмы боковых зеркал. Есть «стерео» CD/MP3 на 4 динамика, однако DVD-плейер придется добирать на «афтермаркете».
В версиях подороже предусмотрен 2-зональный «климат-контроль», гарнитура Bluetooth и кожаная обшивка «баранки». И кое-что еще. В общем, обычный расклад: чем дороже, тем богаче. Проблема выбора (и платежеспособности) покупателя. Тогда как техника безопасности на высоте в любом из исполнений Verso: 7 «подушек» (в том числе коленная для водителя) и «занавесок». Плюс «активные» подголовники, крепления детских сидений Isofix и др. средства защиты пассажиров – как взрослых, так и малолетних. Надежное транспортное средство.
Монитор телекамеры заднего обзора встроен в зеркало. Клево.
Хорошие манеры
Специалисты Toyota Motor прекрасно знают, какое значение в дальних поездках – да еще и с детьми – имеет комфорт и плавность хода. И поэтому не поддались искушению «зажать» подвеску Verso – ради спортивных манер в связках виражей. Компакт-«вэн» идет ровно, а его ходовая легко поглощает изъяны даже далекой от совершенства второстепенной дороги. Грамотная настройка.
Понятно, вместе с тем, что по части держания дороги и управляемости тойотовский «универсал» не соперник для, например, фордовского S-Max. Задняя подвеска не та; выше головы не прыгнешь. И все же разница с прежней «короллой» Verso ощущается отчетливо – в пользу новой модели, естественно. В первом же быстром вираже отмечаешь насколько точнее стал руль, – и обратная связь на «баранке» в самый раз. В поворотах заметны боковые крены (высокий центр тяжести), однако они остаются в рамках приличий. Если зарулить на Verso в вираж на завышенной скорости, машина проявит типовую для переднеприводников недостаточную поворачиваемость. А в общем, «вэн» ведет себя вполне предсказуемо и стабильно; дружественный характер.
Приподнятая посадка водителя открывает прекрасный круговой обзор и дает уверенный контроль над дорожной ситуацией. Бензиновый 1,8-литровый Valvematic охотно крутится вплоть до «красной» зоны тахометра и неслабо разгоняет порядочный однообъемник. Оборотистый 16-клапанник – где-то даже излишне суетливый. Видимо, для многих предпочтительней тяговитый 2-литровый турбодизель D-4D, который еще экономичней по топливу. «Роботизированная» 7-ступенчатая КПП переключается довольно гладко – даже в режиме активного вождения. Подходящий вариант для тех, кому лень работать «ручкой».
Передняя панель оформлена интересно - и качество отделочных материалов неплохое.
Кузов нового Verso тщательно звукоизолирован, так что шумы от силового агрегата, набегающего воздуха и качения шин не раздражают. Комфортный и вариабельный многоцелевой автомобиль – вполне современный и сравнительно доступный по цене.
Плюсы и минусы
Впечатления от знакомства с новым компакт-«вэном» выражены в количественных оценках. Взгляните:
Внешность – 8 баллов (из 10 возможных). Дизайнеры Toyota Motor постарались придать однообъемнику элегантность и «устремленность». Что им и удалось – во всяком случае отчасти; «хорошо».
Динамика и управляемость – 6. Бензиновый двигатели и турбодизели тянут неплохо, но требовать от довольно массивного «универсала» выдающейся приемистости не следует. Держание дороги вполне приемлемое, и управляемость не вызывает особых нареканий. «Удовлетворительно».
Комфорт и оснащение – 7. Новый Verso – «цивилизованный» многоцелевой однообъемник: прекрасная шумоизоляция, ровный ход, свободная посадка (в 5-местном исполнении). Комфортно-развлекательное оснащение в «бюджетных» версиях довольно скромное, а погрузочное пространство (при посадке всемером) крайне ограничено. «Хорошо».
Безопасность и защита – 9. Сомнений в тойотовской технике безопасности - «активной» и «пассивной» - ни у кого нет. Как ожидается, новый Verso покажет высокие результаты в испытаниях Euro NCAP. Так что «отлично» - наперед.
Качество и надежность – 8. У моделей Toyota Motor превосходная репутация по части надежности, и новый Verso не исключение. Качество отделки интерьера неплохое, но смотрятся пластиковые панели невыигрышно. «Хорошо».
Эксплуатационные расходы – 9. Новый Verso – один из самых экономичных (по топливу) компакт-«вэнов». Особенно с турбодизелем. Издержки по обслуживанию умеренные; «отлично».
В плюсе:
- исключительная практичность;
- мощные и экономичные двигатели;
- тойотовская репутация надежности.
В минусе:
- скучноватый «пластмассовый» интерьер;
- управляемость не та, что у фордовского S-Max;
- ограниченное погрузочное пространство.
Общая оценка – 7 баллов (из 10 возможных). Новый Verso не совершил революции: рафинированный «универсал» в традиционном ключе.
Вердикт: удовлетворительно. Правильный компакт-«вэн», но вот недостает ему какой-то «изюминки». А так – всемером. Да еще и поклажа с собой.
Справка-объективка. Verso создан не на основе солидного Avensis, а на платформе скромного Auris. Так что техника нового компакт-«вэна» хоть и продвинутая, но уже знакомая – по тойотовской легковушке Golf-класса. Впрочем, линейка силовых агрегатов у «тройки» моделей практически одна и та же; внутрикорпоративная унификация.
Прежде всего бензиновые «четверки» VVT-i со своеобразным ГРМ Valvematic. Почти Valvetronic (уникальная конструкция BMW образца 2002 года), но в исполнении Toyota Motor. Так или иначе, новые цельноалюминиевые 16-клапанники работают без дросселирования на впуске, благодаря чему так называемые «насосные» потери у двигателей Valvematic невелики. Отсюда их замечательная экономичность по топливу - в соответствии со стратегией Optimal Drive, нацеленной на всемерную экономию горючего и сокращение вредных выбросов.
Для Verso предлагается пара вариантов VVT-i – оба с диаметром цилиндров 80,5 мм. Ход поршней 78,5 мм - либо 88,3 мм, что дает 1,6 или 1,8 л рабочего объема. Степень сжатия - 10,7; мотор поменьше выдает до 132 л.с. при 6400 мин-1, литражом побольше – до 147 сил. Наибольший крутящий момент – 160 и 180 Нм соответственно. Двигатели комплектуются устройством Stop & Start («старт-стоп»), которое глушит его всякий раз, когда автомобиль останавливается, коробка передач в «нейтрали», а водитель снимает ногу с педали сцепления.
Есть еще и турбодизели hi-tech: пьезоэлектрические форсунки, сажевые фильтры. 2-литровый 2.0 D-4D развивает до 126 л.с. при невысоких 3600 мин-1, максимальная мощность уже обкатанного агрегата 2.2 D-4D – 150 сил. Бензиновые и дизельные двигатели стыкуются с 6-ступенчатой ручной КПП, а 1,8-литровый VVT-i идет также с клиноременным вариатором MultiDrive S. Между прочим, у вариатора фиксированы 7 передаточных чисел, так что MultiDrive S работает к 7-скоростная «роботизированная» коробка. Турбодизели комплектуются (за доплату) 6-скоростным гидромеханическим «автоматом» Autodrive S.
По ходовой Verso мало отличается от Auris: спереди подвеска McPherson, сзади на сопряженных продольных рычагах. Винтовые пружины, поперечные стабилизаторы; разумеется, настройка для «вэна» особая. Резина в базовом исполнении 205/60R16, тогда как с мощным турбодизелем покрышки размером 215/55R монтируются на 17-дюймовые легкосплавные колеса. Реечный рулевой механизм работает с электросервоусилителем, «баранка» делает 3,15 оборота от упора до упора. Тормоза с вентилируемыми дисками диаметром 295 мм (спереди) и 297-миллиметровыми (сзади) комплектуются серво-«бустером», ABS и EBD. В стандартный пакет входит также и продвинутая VSC+ (Vehicle Stability Control – программа стабилизации автомобиля): верный помощник водителя в трудной ситуации.
Ходовая у Verso без затей.
Длина компакт-«вэна» - 4440 мм, ширина – 1790, высота – 1620; колесная база – 2780 мм (без 2 см «волга» ГАЗ-3110!), колея - 1535/1545. При полной посадке по местам вместимость багажника 7-местного «универсала» - всего 155 л, тогда как при складывании сидений задних рядов погрузочное пространство увеличивается до солидных 1645 л. У 5-местного багажник, естественно, вместительней: от 440 до 1690 л.
Коэффициент сопротивления воздуха - 0,295; совсем не плохо для однообъемника с высокой линией крыши. Снаряженный вес 5-местного Verso с 1,6-литровым VVT-i - от 1495 кг, 7-местный на 20 кило тяжелее. С 132-сильным 16-клапанником и ручной КПП компакт-«вэн» способен разогнаться с места до 100 км/ч за 11,7 сек. Объявленная максимальная скорость – 185 км/ч, а бензина он расходует в среднем (EU) 6,7 л на 100 км пробега. С 1,8-литровым VVT-i время разгона до «сотни» улучшается до 10,4 сек., максимальная скорость – 190 км/ч. Тогда как средний расход бензина почти не увеличивается: 6,9 л на 100 км пути.
С мощным турбодизелем и «автоматом» Autodrive S 5-местный «универсал» набирает «сотню» за 10,1 сек., тогда как тяжелого топлива он расходует на 100 км пути в среднем 6,8 л. Объявленная максимальная скорость – 195 км/ч; европейский фаворит.
Особое мнение. В нашей стране новый Verso идет только с бензиновыми VVT-i, и для нелегонького однообъемника предпочтительней, конечно же, 1,8-литровый 16-клапанник. Порядочный «универсал» - что 5-, что 7-местный. Все при нем – вот только полного привода недостает. Хотя, если ездить исключительно по малоснежным временам года, то нормально. Прикиньте.
Массивную «корму» украшают задние фонари выразительного дизайна.
Фото Toyota.