Вот уже лет пять компания Mercedes-Benz настойчиво, последовательно и, главное, успешно отвоёвывает у конкурентов некогда утраченную позицию лидера в премиальном сегменте автомобильного рынка. Один из главных секретов этой позитивной динамики, на мой взгляд, прост – в Штутгарте лучше других научились совмещать инновации и традиции. Точнее, здесь теперь даже наиболее продвинутые решения базируются на консервативном фундаменте. Причём речь в данном случае идёт обо всех областях: о маркетинге, технике и дизайне. Самым свежим и ярким примером реализации такого подхода является, пожалуй, спортивный автомобиль Mercedes-AMG GT (GT S), мировая премьера которого состоялась 9 сентября 2014 года в родном для него городе Аффальтербахе.
Слегка непривычное название спорткара объясняется тем, что в сентябре отделение AMG получило новое имя – Mercedes-AMG. Отныне все автомобили, созданные здесь, будут выпускаться под этим суббрендом. Речь идёт как о тех машинах, которые спроектированы (или же будут спроектированы) на основе моделей Mercedes-Benz, так и о моделях, которые специалисты компании Mercedes-AMG GmbH разрабатывают совершенно самостоятельно. Таковых, кстати сказать, отнюдь не много. Спорткар Mercedes-AMG GT стал только вторым автомобилем, разработанным в Аффальтербахе от начала и до конца. Ну а самой первой такой моделью был суперкар Mercedes-Benz SLS AMG (Gullwing), для замены которого AMG GT и предназначен.
Строго говоря, с чисто рыночных позиций, спорткар Mercedes-AMG GT не является прямым преемником суперкара SLS AMG. Новинка примерно вдвое дешевле, чем Gullwing, и уже по этой причине рассчитана на другую, гораздо более широкую, целевую аудиторию. Тем не менее, спорткар AMG GT позаимствовал у «Крыла чайки» конструктивные принципы, компоновку и, в общем-то, прежнюю платформу. Поэтому новую модель из Аффальтербаха можно смело считать наследником суперкара Mercedes-Benz SLS AMG – по крайней мере, в техническом смысле.
Как и у предшественника, основой нового спорткара AMG служит пространственный каркас, который более чем на 90 процентов состоит из алюминиевых компонентов. Одним из исключений является передняя поперечина, которая сделана из магниевого сплава с целью снижения полярного момента инерции. Масса неокрашенного несущего кузова равна 231 кг, что, по утверждению производителя, является рекордом в классе.
Другие (не входящие в несущий каркас) детали кузова Mercedes-AMG GT также, по большей части, изготовлены из крылатого металла. От них отличаются крышка багажника или, точнее, задняя дверь, выполненная из стали, и крыша автомобиля, предлагаемая в трёх вариантах – алюминиевая (база), стеклянная и углепластиковая. Кузов автомобиля GT в сборе весит всего 293,5 кг.
Масса неокрашенного несущего кузова, изготовленного из алюминиевых сплавов, составляет всего 231 кг.
| Трансмиссия спорткара Mercedes-AMG GT выполнена по схеме Transaxle
|
Обратите ваше внимание на то, что двери у немецкого спорткара теперь – обычные, распашные, хотя и безрамные. Это решение не выглядит столь же эффектно, как «крылья чайки», зато порог стал ниже, проём – шире. Теперь не обязательно быть акробатом, чтобы попасть на сиденье водителя. Да и на стоимости автомобиля это отразилось существенно.
Благодаря обычным распашным дверям новый спорткар стал дешевле, а посадка в него – удобнее
| Формально Mercedes-AMG GT – это хэтчбек с подъёмной задней дверью (так же, как Aston Martin V8 Vantage и Jaguar XK)
|
Ведущие колёса у Mercedes AMG-GT, разумеется – задние. А двигатель расположен спереди, продольно. Как и у SLS AMG, мотор полностью сдвинут за переднюю ось к задним колёсам, а трансмиссия выполнена по той же схеме Transaxle (коробка передач отнесена к главному редуктору). Не смотря на то, что новый спорткар короче на 92 мм, а его база на 50 мм меньше, оба автомобиля имеют совершенно одинаковую развесовку – 47% массы приходится на переднюю ось и 53% - на задние колёса. С учётом спортивного характера Mercedes-AMG GT такое распределение масс является наиболее оптимальным. Двигатель с коробкой передач жёстко соединяет полая алюминиевая труба, внутри которой вращается углепластиковый карданный вал, масса которого равна всего 4 кг. Стоит также добавить, что силовой агрегат установлен в спорткаре GT максимально низко с целью снижения высоты центра тяжести.
|
|
|
Основные размеры Mercedes-AMG GT |
Совершенно новый двигатель – безусловно, главное, что отличает Mercedes-AMG GT от его предшественника. V-образная бензиновая «восьмёрка» M 178 создана на основе двух блоков цилиндров рядной «четвёрки» M 133, состыкованных под прямым углом. У двигателя M 178 идентичные мотору M 133 диаметр цилиндра и ход поршня, равные соответственно 83 и 92 мм, да удвоенный рабочий объём, который составляет 3982 куб. см. Как и двигатель M 133, новый мотор оснащён турбонаддувом, с той лишь разницей, что в нём используются два нагнетателя Borg Warner, установленные параллельно в развале блока цилиндров.
|
|
Четырёхлитровый двигатель M 178 с двойным турбонаддувом – главное, что отличает Mercedes AMG-GT от предшественника |
Кроме того, в моторе M 178 применяется система смазки с «сухим» картером. Таким образом, как утверждают представители отделения Mercedes-AMG, их силовой агрегат стал первым в мире двигателем, в котором «горячий V-образный развал цилиндров» сочетается с подобной системой смазки.
|
|
В двигателе M 178 турбонаддув выполнен по схеме “Hot inside V”: два турбокомпрессора расположены в V-образном развале блока цилиндров |
Кстати, агрегаты M 178 изготавливается непосредственно на заводе Mercedes-AMG в Аффальтербахе, разумеется, с соблюдением традиционного для этой компании принципа сборки «Один мастер – один двигатель». А затем они поставляются на завод Mercedes-Benz в городе Зиндельфинген, где собираются уже сами автомобили AMG GT.
В настоящее время новейший четырёхлитровый двигатель от AMG предлагается для автомобиля Mercedes-AMG GT в двух вариантах исполнения – для базовой модели AMG GT и её спортивной версии AMG GT S.
В первом случае упомянутый мотор развивает мощность 340 кВт (462 л.с.) при 6000 об/мин и крутящий момент 600 Нм в диапазоне от 1600 до 5000 об/мин. Во втором – 375 кВт (510 л.с.) при 6250 об/мин и 650 Нм в интервале от 1750 до 4750 об/мин (за счёт увеличения давления наддува). А, кроме того, для модификации AMG GT S предлагается опциональный пакет AMG DYNAMIC PLUS. Этот пакет, включающий в себя помимо прочего индивидуально регулируемые динамические опоры двигателя и коробки передач, позволяет ещё немного улучшить характеристики силового агрегата. Номинальная мощность двигателя становится доступной в диапазоне от 6000 до 6500 об/мин, а крутящий момент в интервале от 1750 до 5000 об/мин.
|
|
Характеристики двигателя M 178 в двух вариантах исполнения |
Важно и то, что автомобиль Mercedes-AMG практически в полтора раза экономичнее, чем суперкар Mercedes-Benz SLS AMG. В комбинированном цикле он потребляет всего лишь 9,3 л/100 км бензина и выбрасывает в атмосферу 216 г/км двуокиси углерода, в то время как соответствующие параметры у «Крыла чайки» составляют 13,2 л/100 км и 308 г/км. В итоге новый спорткар соответствует экологическим нормам Евро-6, в том числе и требованиям их второй стадии, которые должны вступить в силу только в 2017 году.
В двигателе M 178 применяется система смазки с «сухим» картером
| Система выпуска с управляемыми заслонками
|
Впрочем, подозреваю, что не экология была главной заботой инженеров Mercedes-AMG, а две другие задачи. Во-первых, специалисты стремились добиться от своего мотора линейной отдачи мощности, а во-вторых – сохранить фирменное звучание AMG. Учитывая, что двигателисты из Аффальтербаха имели дело с агрегатом, оснащённым турбонаддувом, обе поставленные цели выглядят архисложными. И, тем не менее, их удалось достичь.
Это не только утверждают сами инженеры, но и подтверждают эксперты из Европы и из США, которым посчастливилось протестировать Mercedes-AMG GT S на гоночной трассе Laguna Seca и в окрестностях Сан-Франциско. У четырёхлитрового мотора нет ни турбоямы, ни запаздываний. Он даёт тягу всегда, когда вы её просите, и управление тягой никогда не становится проблемой. Что же касается звучания, то оно привычно сочное и бархатное – европейские драйверы говорят, что GT ничуть не отличается от других автомобилей AMG, а американцы даже сравнивают с маслкарами – с теми самыми, шестидесятых-семидесятых годов.
С динамикой у Mercedes-AMG GT всё в полном порядке. Тяговитый мотор разгоняет автомобиль снаряжённой массой 1540 кг от 0 до 100 км/ч за 4,0 секунды. А максимальная скорость равна 304 км/ч. Версия AMG GT S – на 30 кг тяжелее, но, тем не менее, быстрее. Разгон до «сотни» занимает у неё 3,8 секунды, а максимальная скорость достигает 310 км/ч. Впрочем, и в том, и в другом случае максимальная скорость ограничивается электроникой.
В отличие от мотора, семиступенчатая коробка передач с двумя сцепления почти без изменений перекочевала на Mercedes-AMG GT с суперкара SLS AMG. Передаточные числа у двух машин и те совпадают, за исключение растянутой седьмой передачи. Сохранилось и соотношение в главной передаче. А вот настроен силовой привод у AMG GT, по-видимому, по-другому. В той же Калифорнии эксперты не заметили ни малейших задержек в работе трансмиссии. А они были характерны для «Крыла чайки». Особенно пилотам понравился режим «Спорт плюс». Помимо него КПП спорткара предлагает режимы «контролируемой экономичности», «спортивный», а на модификации GT S – ещё и «гоночный». А к ручному переключению передач можно перейти при любом ранее выбранном алгоритме. Кроме того, предусмотрена индивидуальная комбинация настроек в работе двигателя и трансмиссии, а также подвески.
Семиступенчатая коробка передач AMG SPEEDSHIFT DCT
| Задний дифференциал с электронным управлением автомобиля Mercedes-AMG GT S
|
Продолжая тему привода, нужно вспомнить о самоблокирующемся дифференциале – механическом, на модели AMG GT, и дифференциале с электронным управлением, которым уже в базовом исполнении оснащается версия AMG GT S.
У спорткара Mercedes-AMG GT усилие на руле меняется не только в зависимости от скорости, но и от величины поперечного ускорения
| В качестве опций для обеих версий спорткара предлагаются углеродно-керамические тормозные диски
|
Что же касается подвески, то она у спорткара Mercedes-AMG GT во многом «эс-эль-эсовская» - на двойных поперечных рычагах, как передняя, так и задняя. Рычаги передней подвески автомобиль позаимствовал у «Крыла чайки», в то время как задние – новые.
В состав базовой комплектации спорткара Mercedes-AMG GT S входят электронно-управляемые амортизаторы с изменяемой жёсткостью. А для обычного Mercedes AMG GT они предлагаются за доплату. В стандартном же варианте он оснащается амортизаторами компании Multimatic, которые примечательны тем, что отбой и сжатие в них настраиваются по отдельности. Это позволяет улучшить плавность хода без существенного ухудшения управляемости.
Какая из систем лучше? На этот вопрос однозначно ответить сложно. Это всё равно, что выбирать, какая из версий спорткара интереснее. А здесь многое зависит от характера использования автомобиля. Если водителю нравятся забавы на треке, то больше подойдёт GT S. Если же ему нужен гранд-турер, то предпочтительнее обычный GT с амортизаторами Multimatic, так как GT S всё-таки жестковат. Впрочем, нужно понимать, что версии Mercedes-AMG отличаются друг от друга весьма незначительно. Поэтому, с одной стороны, простой GT способен доставить не меньше радости и удовольствия, чем спортивный GT S – как на дороге, так и на гоночной трассе, а с другой – спорткар GT S довольно комфортабелен.
Всё остальное зависит от нюансов. Впрочем, при покупке автомобиля такого класса многое всегда решают маленькие тонкости.
Как только появилась самая первая информация о новом спорткаре из Штутгарта, его тут же начали сравнивать с Porsche 911. С одной стороны, это вполне логично, поскольку по цифрам (от стоимости до эксплуатационных характеристик) эти автомобили очень близки, в частности модификации Mercedes-AMG GT S и заднеприводный Porsche 911 GTS. Да и сама компания Mercedes-AMG, судя по схожести названий, возможно, навязывалась в аналоги и конкуренты. Однако из-за своей классической компоновки (точнее, благодаря ей) Mercedes-AMG GT (GT S) не может не ездить совершенно по-другому в сравнении с среднемоторным Porsche 911. По большому счёту, Mercedes-AMG GT (GT S) не столько является конкурентом Porsche 911, сколько представляют собой альтернативную идею современного спортивного автомобиля – со своими, присущими лишь ему, особенностями поведения на дороге.
|
|
Mercedes-AMG GT принято сравнивать с Porsche 911, но это правильно лишь отчасти |
Как заметил один из американских журналистов, который считает автодром Laguna Seca почти домашним: «Mercedes-AMG GT S – единственный из правильных спортивных автомобилей, сохранивший вековую классическую компоновку. Это делает его особенным».
В числе, безусловно, приятных особенностей стоит упомянуть: сбалансированное шасси, мощный двигатель и точные реакции. И при этом GT настолько прост в управлении, что вместе с ростом скорости растёт и доверие к нему. Посудите сами, с одной стороны, по своей насыщенности электроникой, Mercedes-AMG GT напоминает космический корабль, с другой – он ощущается как простой отлично сбалансированный спортивный автомобиль – причём настолько понятный, что его уже стали сравнивать с Mazda MX-5 Miata. И это при огромной разнице в мощности!
|
|
Mercedes-AMG GT S Edition 1. Этот автомобиль создан для калифорнийского трека Laguna Seca |
Классическая компоновка стала основой не только особенных повадок новейшего спорткара, созданного в Аффальтербахе, но и оказала большое влияние на его внешний облик. Поэтому размерами и пропорциями Mercedes-AMG GT более всего похож на SLS AMG: тот же низкий силуэт и такая же огромная ширина, вытянутый капот и сдвинутый к задней оси фонарь кабина пилота. Однако на этом их сходство заканчивается. Разница заметна не столько в деталях (хотя и они не похожи), сколько в разных подходах к стилю автомобилей.
Суперкар Mercedes-Benz SLS AMG – автомобиль строгий, холодный, прямолинейный, в то время как дизайн Mercedes-AMG GT представляет собой коктейль из новизны, красоты и чувственно изогнутых форм. Плавные линии и напоминающие мускулатуру поверхности придают кузову автомобиля такую одушевлённость, что к нему хочется прикоснуться. А порой и вовсе возникает желание заглянуть в его фары-глаза.
При определённой доли фантазии может показаться, что новинка из Аффальтербаха – кошка. Только не нужно сравнивать Mercedes-AMG GT с «Ягуаром». Современный дизайн давно лишил автомобили славной британской марки былой грации, в то время как немецкий спорткар, напротив, её приобрёл. Что касается классических британских кошек, то Гордон Вагенер, вице-президент по дизайну концерна Daimler AG, и не скрывал, что его команда использовала, если не в качестве образца для подражания, то в роли одного из ориентиров, легендарный E-Type. По крайней мере, дизайнеры хотели сделать новый спорткар не менее чувственным и изящным, и, на мой взгляд, им это вполне удалось.
|
|
Mercedes-AMG GT, цвет кузова: designo iridium silver magno |
Хочется отметить и ещё один очень важный момент в облике AMG GT: это новейшее, напичканное самой современной электроникой, творение немецких дизайнеров и инженеров постоянно заставляет вспоминать о классических спортивных автомобилях с трёхлучевой звездой на радиаторе. Вплоть до моделей двадцатых годов прошлого столетия. Я не могу понять, какими способами такой эффект достигается, поскольку прямых ссылок заметить не удаётся. Тем не менее, общее ощущение возникает, и оно довольно сильное и стойкое.
|
|
В интерьере Mercedes-AMG GT качество S-Класса сочетается со спортивной эстетикой |
Подобное чувство приходит и в салоне спорткара, не смотря на присутствие в нём сенсорной панели и монитора. С другой стороны, салон Mercedes-AMG GT, на мой взгляд, не столь интересен, как его интерьер. Хотя качество материалов и проработки деталей впечатляет – ничуть не хуже, чем в S-Классе, только стилистика нарочито спортивная.
|
|
Mercedes-AMG GT. Цвет кузова: AMG solarbeam. Пакет для экстерьера: Ночной стиль. В России автомобили версии GT S должны появиться в феврале-марте, а GT – в августе |
Таким образом, в Mercedes-AMG GT есть всё, что составляет настоящий спорткар – начиная от оптимального распределения массы автомобиля и спортивных технологий, и заканчивая дизайном, отражающим его характер, а также соответствующим поведением на дороге и гоночной трассе. Короче говоря, Mercedes-AMG GT – это правильный спортивный автомобиль в наиболее традиционном смысле. То, что он стоит в два раза дешевле, чем предшественник, не только удивляет, но и радует. Кстати, такое случается на моей памяти впервые. Впрочем, инженеры Mercedes-AMG объясняют это тем, что проще и эффективнее усовершенствовать существующую удачную конструкцию, чем создавать новую машину с нуля. В целом, проект по созданию спортивной модели GT в компании рассматривают как новое мышление и новую интерпретацию традиционных ценностей Mercedes-AMG.