Mazda

Тест-драйв Mazda RX-8

Тест-драйв Mazda RX-8

Обзоры и тесты

Характеристики Фото Отзывы




Поделись с друзьями:

Email Email | Версия для печати Распечатать

RX-8: взрыв эмоций

Автогазета Апрель 2004

Mazda RX-8

Павел Козловский



Автомобили необычной конструкции постепенно становятся экзотикой. Тотальная унификация, использование общих "платформ" и стремление производителей максимально снизить расходы на разработку модели и переоснастку производства приводят к тому, что большинство современных автомобилей отличаются друг от друга в основном дизайном. Но Mazda RX-8 - это автомобильное "нечто"! Необычный тип кузова, необычный тип двигателя, необычный дизайн, необычная компоновочная схема - похоже, это самая необычная Mazda за всю историю компании...

Эксклюзив в "квадрате"

Mazda RX-8 - это очень необычный автомобиль. Простое перечисление его конструктивных особенностей может вызвать только одну мысль - это вообще серийная машина или очередной японский концепт-кар? Нет, машина серийная, и в Европе она продается уже около года. Более того, это уже третье поколение маздовских купе серии RX. И что самое важное - достойный наследник великолепных традиций, заложенных основателями еще в восьмидесятых годах, наконец-то доехал до Минска. И сегодня у нас на тесте - первая в РБ Mazda RX-8!

Так вот, что касается "необычности"... Mazda RX-8 - это единственный в мире серийный автомобиль, под капотом у которого находится двухсекционный роторно-поршневой двигатель. А перед этим "единственным в мире" был предшественник "восьмерки" - спортивное купе Mazda RX-7. Правда, есть еще ВАЗы с роторно-поршневыми моторами, но их объемы производства не идут ни в какое сравнение с маздовскими...

Роторно-поршневой двигатель (сокращенно - РПД), он же - двигатель Ванкеля, в корне отличается от привычного поршневого мотора с циклом ОТТО. В основе привычного нам ДВС лежит поступательно-вращательное движение, то есть двигатель работает за счет хода поршня, который передает "заряд" от воспламенения коленвалу. В РПД все совершенно иначе: он работает только за счет вращения ротора. У него тоже есть свой цикл сжатия, своя фаза воспламенения, свой рабочий цикл - но все это происходит иначе, чем в двигателе с коленвалом и поршнями. Ротор в сечении имеет форму "округленного" треугольника, и при помощи эксцентрикового вала и шестерни, закрепленной на корпусе двигателя, ротор совершает сложное планетарное движение, "обкатывая" своими ребрами статор (корпус двигателя). Подробнее объяснять не будем, потому что всю интересующую вас информацию по этому поводу можно найти в Internet - в том числе и на маздовских сайтах. Добавим лишь, что полный четырехтактный цикл у роторно-поршневого мотора происходит за 120 градусов поворота ротора, и поэтому объем двигателя в каталогах указывают довольно странным способом. На самом деле рабочий объем каждой из двух секций составляет 654 "кубика", что дает объем в 1,3 литра. Но в каталогах обязательно указано, что данный двигатель эквивалентен 2,6-литровой "шестерке" обычной конструкции.

Для "восьмерки" предложен роторно-поршневой двигатель нового поколения, получивший название Renesis. Он лучше своего предшественника по многим параметрам: легче, работает на более высоких оборотах, экологичнее. И к тому же конструкторы серьезно поработали над увеличением ресурса. Если для предыдущего поколения РПД был задекларирован пробег до капремонта в 200.000 километров, то для нынешних "Ренезисов" конструкторы обещают пробег не меньше, чем у бензиновых аналогов с высокой степенью форсировки.

Правда, нынешнее поколение "ванкелей" имеет меньший крутящий момент и мощность. Под капотом Mazda RX-7 стоял 265-сильный мотор с двумя последовательно установленными турбонаддувами, который развивал крутящий момент в 294 Нм при 5000 об/мин. А новый "Ренезис" выпускается в трех вариантах - 190, 231 или 240 л.с. и в самой мощной версии крутящего момента составляет 216 Нм. Правда, теперь и максимальная мощность, и максимальный крутящий момент достигаются на более высоких оборотах. Ограничитель оборотов включается на 9000 об/мин, а пик крутящего момента приходится на 7500 об/мин - как в современных спортивных мотоциклах! Версия, на которой мы поездили, оказалась куда более "ручной" - она развивает мощность 231 л.с., а пик крутящего момент (211 Нм) приходится на 5500 об/мин. Но все равно максимальные обороты впечатляют. Кстати, двигатель на Mazda RX-8 расположен в пределах базы - он находится как раз за передними колесами. А бензобак - перед задними колесами, то есть - тоже в пределах базы. Таким образом, автомобиль имеет оптимальную развесовку по осям, поэтому начисто лишен какой-либо "лишней" энерции при изменении траектории движения - этого разработчики и добивались.

Вторая "необычайность" Mazda RX-8 - ее кузов, не поддающийся привычной классификации. С виду это купе, но дверей четыре, и это значит, что перед нами - седан. Но... Задние двери открываются против хода движения - как вам такой "наворот"? Получается, что Mazda RX-8 - это купе-седан...

Впрочем, как бы там ни назывался этот кузов, он является настоящей революцией в классе спортивных автомобилей. Уж в чем, а в удобстве посадки на задние кресла авангардная Mazda RX-8 дает фору всем конкурентам. Седаны - не в счет, потому что они и выглядят совершенно иначе. А RX-8 с виду - настоящее купе, и только когда открываешь задние двери, у собравшихся вокруг машины "знатоков" начинают вытягиваться лица...

Задние двери можно открыть только тогда, когда открыты передние. И наоборот, пока не закроешь задние, невозможно захлопнуть передние двери - ведь замок находится на боковине задней двери! А еще задняя дверь скрывает в себе вертикальную боковую стойку, которая вместе с защитными балками в дверях образует мощный каркас безопасности. Таким образом, получается, что боковые стойки в Mazda RX-8 все же есть, только они "открывающиеся".

Естественно, что "условно четырехдверная" Mazda RX-8 оказывается очень комфортной для задних пассажиров. Процесс посадки на заднее сиденье уже не напоминает сложный акробатический трюк, просто открываешь заднюю дверь, перекидываешь ногу через высокий порог, и ты уже в салоне. Сидя на заднем кресле, можно самостоятельно закрыть заднюю дверь - для этого предусмотрена специальная ручка. А еще к услугам задних пассажиров имеется небольшой бокс, упрятанный в центральный подлокотник, и два подстаканника, интегрированных в центральный тоннель. В общем, сзади в RX-8 сидеть удобно. Но скучно, поэтому пойду-ка я за руль...

А здесь уже гораздо интереснее. Трехспицевая "баранка", с клавишами дистанционного управления аудиосистемой, обшита мягкой кожей. Причем, как и во всем салоне, кожа двух цветов. Перед глазами водителя - три глубоких черных "колодца". Включаешь зажигание, и в темноте "повисают" стрелки, а затем появляются циферблаты приборов. Красиво и читается великолепно. В центральном "колодце" расположены сразу два прибора - аналоговый стрелочный тахометр и цифровой спидометр - как на современных спортбайках! Правда, позднее оказалось, что такая схема не очень удобна - в движении спидометр совершенно не читается.

На центральной консоли взгляд не задерживается - красивая, конечно, в глубоком черном цвете, но особого внимания не привлекает. А вот рычаг КПП - просто супер! Короткий, буквально 13-15 сантиметров, классной формы, а в "голове" - стилизованный треугольник, напоминающий о роторе. Ходы - минимальные, четкость включения - потрясающая! Да и вообще, знаете ли, приятно взяться за такой стильный "джойстик".

А это что такое? Справа от рычага КПП расположилась непонятная рукоятка, напоминающая эфес меча. "Это самурайский меч. Повредишь машину - можешь сразу делать себе харакири", - шутит представитель дилера. А ведь действительно вполне могла быть рукоять самурайского меча - мало ли что могут выбрать для самозащиты в наше неспокойное время состоятельные люди. На самом деле все оказалось проще: таким странным образом японцы оформили рычаг "ручника". Шутники...

Вдоль всего салона Mazda RX-8 проходит мощный "хребет" центрального тоннеля. Он довольно высокий, что создает определенный "суперкаровский" антураж, но высота тоннеля не является причиной для дискомфорта - рукой за него не задеваешь. Столь высоким тоннель сделан не просто так: в нем проходит углепластиковый карданный вал, который из-за необычной компоновки автомобиля проходит намного выше, чем в других моделях.

Личный самолет

Хватит теории, пора и поездить. Ключ на старт, и через пару секунд работы стартера РПД запустился. Странно, оказалось, что двигатели такого типа заводятся немного дольше, чем обычные моторы - им для запуска нужно две-три секунды. На холостых оборотах мотор дает немного вибраций на руль и на кузов, а если обороты увеличить, то вибрации сразу пропадают.

Высокофорсированный двигатель любит высокие обороты, поэтому нет ничего странного в том, что для уверенного старта нужно немного "газануть". Правда, в этот момент важно не перестараться, иначе жестко включающееся сцепление передаст на задние колеса слишком много крутящего момента, и они сорвутся в пробуксовку. Беспокоиться не стоит: колеса смогут сделать всего пол-оборота, и их быстро "придушит" система динамической стабилизации, в "подчинение" которой входит и антипробуксовочная система.

А вот если отключить все "ошейники"... Но прежде чем сделать это, остановите машину, заглушите мотор и задайте себе вопрос: а сможете ли вы управиться со "злым" заднеприводным 231-сильным автомобилем? И постарайтесь честно ответить на этот вопрос, вспомните, в совершенстве ли вы владеете техникой скоростного руления, хватит ли у вас опыта и реакции "сбить" начинающийся занос? Если после этого желание поэкспериментировать у вас не пропадет, милости просим на трассу...

Итак, нажатием кнопки "DSC OFF" вы отключаете подстраховывающую электронику. Теперь все происходит иначе: по-честному. С "газом" и сцеплением нужно обращаться осторожно, особенно в виражах. Да и быстрый старт теперь уже не кажется забавным приключением: положительные эмоции вы получите потом, когда будете вспоминать об этой поездке, а пока единственная ваша задача - не допустить разворота автомобиля. А если вы будете "по-пацански" раскручивать мотор и затем резко бросать сцепление, именно это и произойдет: едва заметный поворот руля дает "отмашку" задней оси, и она резко начинает обгонять "передок". Естественной реакцией неопытного водителя на этой действие будет сброс газа и сразу же - попытка коррекции заноса рулем. Это будет ошибкой: нужно делать что-то одно, то есть либо сбрасывать "газ", либо пытаться корректировать занос. И Mazda RX-8 ответит на эту дерзость показательным выступлением: после снижения оборотов двигателя задняя ось моментально обретет нормальное сцепление с асфальтом, а вывернутые в сторону начавшегося заноса передние колеса заставят автомобиль "шарахнуться" в сторону. Вторая ошибка последует незамедлительно: водитель опять пытается корректировать занос и в это же время со всей силы бьет по тормозам. В итоге машина, не проехав и пяти метров, застывает посреди дороги, поперек полосы. Пульс - за двести, волосы - дыбом (хорошо, что у меня короткая стрижка), а эмоции так и хлещут через край...

Теперь самое время сделать то же самое, с чего мы начинали "драйверские" упражнения. Остановиться, заглушить двигатель, и спросить себя: "Ну как, памперс не нужен?" Если нужен, тогда отдайте "права" обратно в ГАИ и купите себе проездной на все виды транспорта - с таким самомнением и с такой реакцией вы попросту опасны за рулем. И выйдите из-за руля: Mazda RX-8 - не ваша машина.

Ну а если даже после первого "светопредставления" вы в состоянии контролировать свои рефлексы и эмоции и у вас хватает опыта, чтобы заметить и проанализировать ошибки, милости просим на "прогревочный" круг. Только сначала включите DSC обратно - так надежнее и спокойнее. Удовольствие от вождения такого "суперкара" вы получите в любом случае, а с электронной "подстраховкой" можно будет все "распробовать" без риска для себя и окружающих. Итак, поехали учиться "рулить" на Mazda RX-8!

Сначала правильно стартуем. Обороты - около 3000 об/мин, и медленно отпускаем сцеплением. В момент старта, когда сцепление резко включается, "газ" можно немного опустить - тогда электронной "душилке" не придется снижать обороты во избежание пробуксовки ведущих колес. После того как сцепление включилось, "газом" можно пользоваться смелее. О, уже нормально получается - крутящего момента еще не хватает, чтобы сорвать задние колеса в "букс", но ускорение уже хорошее. Трогаемся, "газ" - в полик, пару секунд наслаждаемся ускорением и "песней" мотора, а затем быстро, очень быстро переключаемся на вторую. Это можно сделать даже при полувыжатом сцеплении - ходы рычага КПП настолько малы, что само переключение происходит практически моментально.

На второй RX-8 легко и очень быстро разгоняется до 100 км/ч, и если вы все сделали правильно, то должны были уложиться в паспортные 6,4 секунды. Но больше впечатляет не ускорение (машина разгоняется очень равномерно, хоть и быстро), а звук мотора - на второй передаче "песня высоких оборотов" длится несколько секунд, за которые наша роторная "Мазда" успевает привлечь внимание всех находящихся в радиусе километра. Оборачиваются пешеходы, попутные автомобили стремительно уходят в правый ряд, а встречные моргают фарами - "привет самолетам!"

С переключением на третью передачу в городе приходится повременить: скорость и так получается слишком высокой. А если попытаться держать обороты двигателя в оптимальной зоне 3000-8000 об/мин, то для третьей передачи это будет соответствовать скорости 120-160 км/ч. Как ощущения? Полный восторг: скорость совершенно не чувствуется, а времени, что опустить взгляд и разобрать, какие там цифры скачут на цифровом спидометре, не хватает: нужно следить за дорогой. А еще - держать руль двумя руками. Во-первых, потому что рулевое управление довольно острое - от упора до упора получается ровно три оборота. А во-вторых, потому что благодаря оптимальной развесовке по осям и находящемуся в пределах колесной базы двигателю Mazda RX-8 реагирует на движение рулем моментально, без каких-либо запаздываний. В прямом смысле: на скорости 120 км/ч мы можете сымитировать "змекйу" резкими движениями руля вправо-влево, и "Мазда", словно болид "Формулы-1, будет "рыскать" передком, повторяя ваши движения. Информативность рулевого управления очень высокая: отклонение от прямолинейной траектории "гарантирует" нарастание обратного усилия на руле - особенно приятно чувствовать это на "ходовом" вираже на 130 км/ч.

Более смелые маневры вызывают совсем другие чувства. Первое - "нащупать" предел возможностей этого автомобиля невозможно - у меня просто не хватает для этого опыта. Второе - если удастся-таки довести автомобиль до срыва в занос, то могу поспорить, что мне тут же захочется вернуть его обратно - ведь такие "злые" машины "теряются" просто внезапно. Как говорится, и хочется, и колется, и дилер не велит...

Но все оказалось гораздо проще: Mazda RX-8 все-таки "потерялась" и чуть не пошла в неконтролируемое вращение. Причем произошло все это в безобидной, на мой взгляд, ситуации, когда я "раскачал" машину перед входом в широкий поворот. Естественно, что целью "раскачки" и была попытка сорвать машину в занос, но никогда бы не подумал, что это произойдет так легко и быстро. Подхожу к левому виражу на скорости порядка 80 км/ч, слегка бросаю машину вправо и тут же, с легким сбросом "газа", резко поворачиваю влево. И чувствую - поплыла, поплыла Mazda! Задняя ось слегка переместилась вправо, но так как в эту секунду, я больше не совершал ни одного движения ни педалью "газа", ни рулем, спустя пару секунд "плавания" Mazda RX-8 снова "нащупала" траекторию. Правда, справедливости ради стоит отметить, что все это безобразие происходило на мокром асфальте, к тому же с отключенным "ошейником".

Все прояснилось, когда решили узнать марку покрышек. Ну да, конечно, кто бы мог сомневаться! Во время теста Mazda RX-8 нам в очередной раз довелось убедиться и в беспомощности покрышек Bridgestone Potenza на мокром покрытии. Первый раз они "удивили" на полноприводной Subaru Impreza WRX, а сейчас - на заднеприводной Mazda RX-8. Может быть, на сухом асфальте они и великолепны, но, как назло, во время обоих тестов шел дождь. И нам "повезло" убедиться, что ни на торможении, ни на разгоне и уж тем более при прохождении поворотов "Потенза" особо не старается. Поэтому возвращаемся к началу: систему динамической стабилизации - включить, скорость - не превышать! По крайней мере - сильно...

Жаль, что расставаться с Mazda RX-8 приходится на такой неприятной ноте. Мы только привыкли к машине, начали изучать ее повадки, научились хоть немного контролировать ее, и тут приходится возвращать эту красавицу. А что поделаешь - машина клиентская, уже проданная, но еще не застрахованная. Поэтому прийдется довольствоваться тем, что имеем...

Впрочем, глядя на наши унылые лица (особенно невесело выглядели те, кто проехал только пару раз), представитель дилера поспешил успокоить "обиженную" прессу. Этот автомобиль - так сказать, для затравки, а летом, к торжественному открытию нового автоцентра Mazda, обязательно привезут еще один RX-8. Ожидается много гостей из Японии, в том числе и высоких маздовских чинов, а шоу-каром будет выступать как раз флагманский автомобиль - вот на нем-то и будут проводиться настоящие тесты. И та машина, как торжественно пообещал представить "Холпи Авто", будет "правильного" цвета…

© Автогазета

Апрель 2004

Полная версия этой статьи с иллюстрациями доступна
на сайте http://www.autogazeta.com

Подробная информация о моделях в Автокаталоге

  Mazda RX-8

Прочитано: 4547 раз



Поделись с друзьями:

Email Email | Версия для печати Распечатать


  Все обзоры и тест-драйвы Mazda



Рекомендуем прочитать:

Автомобильный двигатель. Каким он будет через пять лет?
Автомобильный двигатель. Каким он будет через пять лет?

Haval Dargo
Акцент на брутальность

Haval Dargo

Как не уснуть за рулем в дальней дороге
Как за рулем не уснуть в дальней дороге

Неизвестные «Волги»
Неизвестные «Волги»

от ГАЗ 24 до 31029

Тест-драйв Chery Tiggo 8 Pro e
ПРАКТИЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Chery Tiggo 8 Pro e

Creta больше не эталон?
Creta больше не эталон?

Обзор компактных кроссоверов 2020