Трудно совершенствовать совершенство. Спрашивается, в чем еще мыслимо улучшить баварскую «семерку» образца 2005? Тем не менее, седан 2009 модельного года – совсем другой автомобиль. И внешне, и по технической начинке. А насколько V поколение 7-й серии превосходит предшественника (если превосходит)?
Давайте посмотрим, что думают о седане F01 автообозреватели. Да, именно F01: у BMW сменили индексацию моделей, и теперь фирменный ряд открывается «семеркой». Однако главное не в буквах и цифрах; новая легковушка 7-й серии выглядит обаятельной и привлекательной – на первый же взгляд.
Технопарк
«Бумер» F01 приглянется вам сразу, - в отличие от творения Криса Бэнгла, привыкать к революционному дизайну которого пришлось годами. (А многие его так и не приняли…). Стилистику баварского флагмана ваял новый дизайнер BMW Карим Хабиб, и он вернул ее к консервативным принципам; видимо, веяние времени. Седан стал крупнее (а то…): немаленькая колесная база «растянута» еще на 8 см.
Стилистика новой 7-й серии не столь радикальна, как у IV поколения. Гармония и мягкость линий.
В общем на тесноту водителю и пассажирам жаловаться не приходится: посадка в салоне свободная и раскованная – и спереди, и особенно во 2-м ряду. Речь о стандартном исполнении, а ведь есть еще и «длиннобазный» седан 750Li, база которого – все 3210 мм! Ну, в таком автомобиле ездят исключительно на заднем сиденье – причем с шофером в форменной фуражке…
Другая песня, а сегодня разговор о «короткой» 7-й серии. Так сказать, демократичный «бумер». Демократичный… Даже и в самой скромной комплектации в салоне натуральная кожа, замша и Alcantara обивки, качественные пластики и матполированный алюминий отделки. Ну а для роскошного 750Li не пожалели еще и шпона древесины ценных пород и углепластиков; по полной. Причем водителю и пассажирам предлагается столь длинный список комфортно-развлекательного оснащения (а также «активной» и «пассивной» техники безопасности), что освоить его не так просто – до самого конца срока эксплуатации автомобиля. В стандарте, тогда как на опции нетрудно потратить еще целое состояние.
Понятно, что бесчисленными бортовыми системами по-прежнему заведует знаменитая iDrive - очередного поколения. Как утверждают обозреватели, теперь интерфейс гораздо проще в обращении, и пользоваться им можно вполне интуитивно. Что ж, как видно, критика пошла на пользу. Нет смысла распространяться насчет 4-зонального климат-контроля и спутниковой навигации; у «семерки» есть навороты и покруче.
Скажем, вывод актуальной информации для водителя на лобовое стекло; удобно и от обстановки не отвлекает. Кроме всего прочего, устройство считывает (телекамера над зеркалом заднего вида) указания дорожных знаков на обочине и высвечивает лимит скорости, действующий на текущем отрезке пути. Остается пожелать, чтобы электроника научилась распознавать гаишников, укрывшихся в засаде, - за километр. Hi-tech. Даже и наружные дверные ручки у 7-й серии V поколения исполнены не в простоте: такие мыслимы разве что у авто класса «люкс».
В путь-дорогу
За рулем новой «семерки» вы сразу же чувствуете необычную для седана таких габаритов динамику и управляемость. Автомобиль живой и где-то даже шустрый – при его-то массе! Действует Integrated Chassis Management (объединенное регулирование ходовой): выставляете одну из настроек подвески - Comfort, Normal или Sport – и чувствуете разницу. Скажем, на магистрали (усовершенствованное покрытие) выбираем Comfort – и наслаждаемся мягким ходом. Машина будто стелется над дорожными неровностями; полет с огибанием рельефа.
Обаяние баварского флагмана особенно сильно в интерьере.
А в режиме Sport отклик на «газ» становится заметно острее, передачи переключаются «вверх» позже, амортизаторы демпфируют жестче и седан идет практически без поперечных кренов. Тогда как Normal дает тот самый баланс держания дороги, управляемости и плавности хода, какой нужен нормальному счастливому обладателю подобного автомобиля.
Мало того, за доплату вашу «семерку» укомплектуют электронно-гидравлической системой Integral Active Steering (активно-интегральный рулевой механизм): поворачиваются не только передние колеса, но и задние! Эффект поразительный: массивный «бумер» охотно идет в поворот и прецизионно нарезает заданную кривую: вперед и с песней! Возможно, в поведении машины даже появляется какой-то намек на избыточную поворачиваемость, но в самую меру. Ровно настолько, чтобы вы ощутили, насколько хорош автомобиль в скоростных виражах. Он действительно хорош.
Естественно думать, что авто люкс-класса приобретается с мощной бензиновой «восьмеркой». В самом деле 4,4-литровый турбомотор придает немаленькому седану впечатляющую динамику: с места до 100 км/ч «короткий» седан способен разогнаться за 5,2 сек. А «длиннобазный» лишь на 0,1 сек. хуже… Впечатление такое, что мощь V8 где-то уже избыточна, и европейскому автомобилисту ближе 7-й серия с 3-литровым турбодизелем, Время разгона до «сотни» ухудшается лишь на пару секунд (7,2 сек.), тогда как средний расход тяжелого горючего (EU) – какие-то 7,2 л на 100 км пробега. Das ist phantastisch! А ведь есть еще и бензиновая «шестерка»: у нее свои достоинства. Выбирайте, наслаждайтесь вождением, комфортом – и свободой.
Подведем итоги
У обозревателей возник какой-то разброс оценок – от одной позиции к другой. А в целом расклад такой:
Внешность – 4 балла (из 5 возможных) . Крупное продвижение против IV поколения: спокойные и элегантные очертания. Причем с деликатными намеками на спортивный характер – вроде слегка «оттопыренных» над задними колесами крыльев.
Управляемость – 4. Аккуратное держание дороги и послушная управляемость – при минимальных поперечных кренах. Такого удовольствия от вождения люкс-седана не ожидаешь.
Динамика – 5. Отдача любого из 3-х двигателей превосходит все, что требуется от соответствующего литража. Мощный и эластичный силовой агрегат придает «семерке» превосходную приемистость – в любом из вариантов.
Комфорт и оснащение – 4. Великолепно отделанный и оснащенный интерьер создает в высшей степени «дружественную» обстановку. Тогда как ход кое-кому покажется жестковатым. В городской обстановке «семерка» - образец вкрадчиво-рафинированного люкс-седана. А вот на скоростях за 110 км/ч F01, к сожалению, уже не самое бесшумное авто в своем классе.
Безопасность и защита – 5. Новая 7-я серия еще не прошла испытания Euro NCAP «на удар», однако сомнений насчет их результатов мало. Самая передовая техника безопасности – «активная» и «пассивная»; в случае чего «бумер» вас надежно защитит.
Качество и надежность – 4. По ходу эксплуатации к флагману BMW вряд ли возникнут какие-то претензии. Исполнение и сборка на соответствующем уровне.
Внутреннее пространство – 4. Просторно и спереди, и во 2-м ряду. А тем, кому необходимо безграничное пространство, предлагается «длиннобазный» Li. За особую плату.
Эксплуатационные расходы – 3. Если выбрать исполнение 730d, то расход тяжелого топлива окажется на удивление умеренным. А вот те, кто безрассудно приобретет «семерку» с бензиновым двигателем, понесут наказание в виде стремительного обесценения автомобиля. Взгляд европейца; американские обозреватели смотрят на дело иначе.
В плюсе:
- бесподобный комфорт;
- образцовая управляемость;
- впечатляющая динамика;
- прекрасный турбодизель.
В минусе:
- плавность хода на неровных дорогах оставляет желать лучшего;
- уровень шума на скоростной магистрали не так уж мал;
- не столь «королевская» осанка, как у главного конкурента - Mercedes S-класса.
Общая оценка – 4 балла (из 5 возможных). Приятно устроиться на посадочном месте, а вождение доставляет истинное удовольствие. Великолепный магистральный «лайнер».
Вердикт: рекомендуется. Отточенная стилистика, усиленная динамика и значительно сниженный расход горючего выводят новую «семерку» на вершину люкс-класса.
Справка-объективка. Новый седан 7-й серии вовсе не попросту «растянутая» модель IV поколения. Тип F01 создан на иной платформе, и отличается от «бумера» E66 далеко не только внешне. Марка BMW находится в безостановочном движении и поднимает планку все выше. Трудно поспевать.
А если спросите, где именно искать самое значимое изменение в конструкции баварского флагмана, то отвечу: в ходовой. Сдвиг исторического значения: впервые после 1965 у BMW вернулись к двойным поперечным рычагам спереди! Ведь с середины 60-х легковушки под маркой с «пропеллером» выпускались исключительно с передней подвеской McPherson – из принципа. Схема вовсе не лучшая (с точки зрения кинематики, а поэтому и по сцеплению колес с дорожной поверхностью), однако инженерам BMW она почему-то полюбилась.
Они упорно практиковали McPherson - будто на спор: мол, добьемся образцового держания дороги и управляемости и с простенькой передней подвеской. И добивались! Правда, для супер-спорт M1 (30 лет назад) выбрали все же «формульную» конструкцию на двойных поперечных рычагах – в порядке исключения. А теперь отказались от McPherson в ходовой 7-й серии V поколения; BMW возвращается в лоно католической церкви – к Audi и Mercedes. Пока еще нет результатов испытаний F01 на криволинейных траекториях, однако поведение машины на сложной трассе наверняка стало лучше. Еще лучше; скоро узнаем.
Спереди у "семерки" F01 совершенно иная подвеска: "вильчатые" рычаги сверху - в них-то все и дело. Возврат к схеме 50-х - на уровне XXI в.
Задняя подвеска тоже на двойных поперечных рычагах – как и прежде; винтовые пружины (у 750Li пневматические упругие элементы), «активный» поперечный стабилизатор. А за доплату мост оснащен электронно-гидравлическим механизмом Integral Active Steering: на скоростях задние колеса слегка подруливают (на 2-3о) в сторону поворота. Тогда как на малом ходу они поворачиваются в противофазе с передними, что придает габаритному седану удивительную маневренность в городской обстановке. Такими устройствами многие автомобилестроители увлекались лет 20 назад; новое как хорошо забытое старое.
Задний мост со вспомогательным рулевым механизмом Integral Active Steering: классная вещь. Но не бесплатно…
Седан катится на покрышках размером от 245/55R17 (самое скромное исполнение 730d) до 245/50R – уже на 18-дюймовых колесах. Разумеется, из легкого сплава. Насчет дисковых (вентилируемых) тормозов с разнообразными электронными наворотами не стОит и распространяться. Все как надо.
Двигатели в линейке модели F01 работают с непосредственным впрыском горючего в камеры сгорания. С искровым зажиганием – впрыск бензина, с воспламенением от сжатия – дизтоплива. И все оснащены турбонаддувом (с промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха); такая нынче у баварских автомобилестроителей генеральная установка.
Собственно пока есть только 3 варианта: 2 бензиновых мотора и 3-литровый дизель. На верхнем конце шкалы - V-образная 32-клапанная «восьмерка» с 2-я турбокомпрессорами (уже обкатанная на шасси люкс-«паркетника» X6): при диаметре цилиндров и ходе поршней 89 x 88,3 мм рабочий объем равен 4395 миллилитрам. Со степенью сжатия 10 двигатель развивает до 408 л.с. 5500 мин-1, наибольший крутящий момент – 600 Нм. Причем момент остается неизменным в диапазоне 1750-4500 оборотов; исключительная эластичность!
Цельноалюминиевая "восьмерка" с 2-я турбокомпрессорами тянет как паровоз.
«Восьмерке» мало чем уступает рядная 3-литровая «шестерка»: максимальная мощность - 326 при 5800 мин-1, наибольший крутящий момент - 450 Нм в интервале 1500-4500 оборотов. Задумаешься: а зачем мне массивный V8? Машина с «шестеркой» значительно легче (снаряженный вес от 1935 кг), и «развесовка» по осям лучше. Не говоря уже о цене…
Ну и цельноалюминиевый турбодизель максимальной мощностью 245 л.с. при 4 тыс. оборотов, наибольший крутящий момент - 520 Нм. Абонементный фаворит европейских покупателей 7-й серии. Двигатели стыкуются с 6-скоростным гидромеханическим «автоматом» - без вариантов. Потенциальным покупателям такой легковушки они не нужны.
Длина «бумера» V поколения - 5072 мм, ширина – 1902, высота – 1479; колесная база – 3070 мм, колея - 1611/1650. Очень немаленькая машина – хоть и в «короткой» версии. Но как ни удивительно, новый седан 7-й серии не стал тяжелее! Точнее всего сопоставление проходит по версии 730d (с 3-литровым турбодизелем): снаряженный вес модели E66 – от 1975 кг, тогда как F01 – от 1940 кг. Благодаря широкому применению алюминиевых сплавов (двери, передние крылья, капот, панель крыши) новая модель получилась даже легче – при увеличенной колесной базе и сравнительно сложной передней подвеске. С продвинутой техникой безопасности («активной» и «пассивной») и богатейшим комфортно-развлекательным оснащением. Высший инженерный пилотаж!
Вместимость багажника – ровно 500 л; должно хватить. А на те случаи, когда 500 л мало, у счастливых обладателей люкс-BMW обычно есть еще и какое-нибудь другое транспортное средство. Вроде «рейндж ровера».
Новая «семерка» - довольно-таки обтекаемый автомобиль: коэффициент сопротивления воздуха - 0,29. И при лобовой площади 2,41 м аэродинамический фактор равен 0,7; чуть хуже, чем у VW Golf (0,69). При разнице в габаритах… Аэродинамика способствует динамике: 740i с «малолитражным» 6-цилиндровым 24-клапанником способен разогнаться с места до 100 км/ч за 5,9 сек.! Попытайтесь «на глаз» уловить отставание против 750i с мощной «восьмеркой». Максимальная скорость – 250 км/ч – ограничена, само собой электроникой. А средний расход бензина (EU) – меньше 10 л на 100 км пути; блеск. Нужен ли тут V8? Или дизель? Похоже, 740i – оптимум для (состоятельного) народа.
Особое мнение. Обозреватели вынесли вердикт: рекомендуется. Рекомендуется кому? Дело не только в том, что модель F01 – весьма недешевое удовольствие. Несмотря на финансово-экономический кризис, небедных людей в мире по-прежнему немало. И в России тоже. Вопрос в другом: зачем вам великолепная «семерка», когда под той же маркой выпускаются замечательные легковушки 5-й серии? Причем не только седаны, но и «универсалы»: приятное с полезным.
Абстрактный разговор. Поклонников марки с «пропеллером» по белу свету множество. И среди них немало тех, кому ближе всего именно 7-я серия. Спрос на «бумер» гарантирован – при любых финансово-экономических перипетиях.
Фото BMW.