Все отчетливей проступает интересная порода многоцелевых легковушек: компактные 2-объемники с высокой линией крыши. Недорогие кроссоверы намеренно грубоватых очертаний и уверенной осанки: Peugeot 3008 и другие. Так сказать, во «вседорожном» ключе, хотя трансмиссия 4WD для них совсем не обязательна. И дорожный просвет подчас не выше, чем у седана («хэтчбека»), на платформу которого опирается своеобразный автомобиль.
Главное, суровый облик кроссовера, а что там под выразительной внешностью, - отдельный разговор. Новый Urban Cruiser от Toyota Motor из той самой породы: коробчатый «переходник» (crossover), способный взять на борт пятерых (с поклажей) и доставить по назначению – в безопасности и с комфортом. Причем полноприводное исполнение «круйзера» вроде как обещает проходимость также и помимо дорог с усовершенствованным покрытием.
Упаковка интригующая, а вот оправдывает ли новый «спорт-хозяйственник» выданные дизайнерами авансы? Познакомьтесь с теми впечатлениями, которые автообозреватели вынесли из первого знакомства с «круйзером» - и судите сами.
Не без юмора
При взгляде на Urban Cruiser понимаешь, что дизайнеры Toyota Motor не лишены своеобразного чувства юмора: прикольная легковушка. И до боли напоминает праворулевую «тойоту» ist II поколения, - а также Scion xD, который появился у североамериканских дилеров еще в конце лета 2007. По существу новый «круйзер» и есть xD, слегка адаптированный к европейским условиям. Выразительный 5-дверный «комодик», стилистика которого определенно «поляризует» отношение потенциальных покупателей. Одних притягивает, других… И никого не оставляет равнодушным; замечательное свойство.
Смотрится Urban Cruiser куда как сурово.
Как утверждают пресс-релизы, оформлением внутреннего пространства занимались в европейской студии японского автогиганта - ED2 на юге Франции. Возможно. Надо сказать, они не стали искать добра от добра: по интерьеру Urban Cruiser мало чем отличается от родственного «сайэна». То же самый – довольно выразительный - дизайн передней панели: по центру приборного щитка крупный циферблат, на котором совмещены спидометр и тахометр. Так сказать, в «радарном» стиле; смотрится интересно – и показания читаются легко. А вот отделка салона скучноватая – и качество материалов далеко не лучшее. Слишком много жесткого на ощупь пластика; смазывает выигрышное впечатление от оформления «кокпита». Как говорится, упущенные возможности, - к сожалению.
Приподнятая посадка водителя дает ему неплохую круговую обзорность и ощущение уверенного контроля над дорожной ситуацией. Во 2-м ряду рослый пассажир удобно устраивается «сам за собой»; пространство для ног есть. А вот потолок едва не ложится ему на голову – в легковушке-то с высокой линией крыши! То есть, сзади удобно усаживаются двое взрослых – или трое детей; если угодно, посадочная формула 2 + 3. В переднеприводных исполнениях задние сиденья не только складываются (раздельно) «в пол», но и передвигаются по продольным салазкам. Гибкая вариабельность погрузочного пространства. У «круйзера» 4x4 задние сиденья тоже складные, но их перемещение не предусмотрено.
Передняя панель оформлена интересно, а вот качество отделочных материалов не лучшее.
Вместительное и гибко вариабельное погрузочное пространство.
Что касается информационно-развлекательного и комфортного оснащения, то Urban Cruiser предлагается в трех уровнях: в «штате» базового числятся передние электростеклоподъемники и стерео-CD с 6 динамиками. Кондиционер идет за доплату… Тогда как в списке промежуточного уровня появляется кондиционер, задние электростеклоподъемники, кожаная обтяжка «баранки», легкосплавные колеса, гарнитура Bluetooth (в составе стерео-системы). Ну а покупатель «круйзера» верхнего уровня вправе заказать обивку сидений из натуральной кожи – за доплату, разумеется.
Техника безопасности Urban Cruiser впечатляет: у нового «переходника» не меньше 7 «подушек» и «занавесок». В том числе подколенная «подушка» для водителя; передние сиденья с «активными» подголовниками защищают при ударе сзади. Новый «переходник» изначально проектировался с прицелом на высокие результаты в испытаниях «на удар» по методике Euro NCAP. Заявка серьезная, осталось подтвердить ее на деле.
Пассивная техника безопасности.
В движении
Своеобразный дизайн передней панели притягивает и располагает: за руль – и в путь! Однако первый же опыт настораживает: «баранка» выставлена на удивление низко и мешает выбору правильной позиции за рулем. Вдобавок ограничен диапазон продольной регулировки сиденья, и рослому водителю устроиться не так просто. Тем более странно, что Urban Cruiser отличается немалым внутренним простором, и места для перемещений вполне достаточно. Возможно, позже доработают.
Так или иначе устроились и покатили. Двигатели тянут довольно энергично; сцепление легкое, а передачи переключаются безошибочно и четко. В городском потоке «круйзер» показал себя неплохо: круговая обзорность, бойкий разгон, маневренность, живая управляемость. Правда, чтобы добиться от «переходника» приличной приемистости, 101-сильную бензиновую «четверку» 1NR-FE приходится активно крутить. Тяговитый турбодизель 1ND-TV заметно эластичнее и разгоняет автомобиль с места до 100 км/ч на 0,7 сек. быстрее, чем двигатель на бензине. Хотя против 1NR-FE он недобирает десяток сил мощности – при лишнем (на верные полцентнера) снаряженном весе легковушки. «Круйзер» 4x4 (только с дизельным двигателем) еще тяжелее и в разгонной динамике, естественно, уступает переднеприводным собратьям. С другой стороны, фирменная трансмиссия Active Torque Control 4WD предположительно дает «переходнику» дополнительные возможности на грунте и в рыхлом снегу. В расчете на тех, кто время от времени выбирается из городской толчеи на открытые пространства.
Правильно «взвешенный» по усилию на «баранке» рулевой механизм работает с хорошей точностью, боковые крены в виражах умеренные для легковушки приподнятой посадки. Длинноходная подвеска поглощает крупные неровности, - и все же плавность хода оставляет желать лучшего. На дорогах помимо усовершенствованного покрытия автомобиль ощутимо потряхивает. Причем переднеприводный «круйзер» идет ровнее, чем 4x4. Тоже странновато, поскольку «переходник» с трансмиссией 4WD заметно массивней, что способствует, казалось бы, плавности хода. Зато в движении отчетливо ощущается тойотовское качество исполнения и сборки: звукоизоляция пассажирского помещения на уровне, Шумы от двигателя и колес, от набегающего потока воздуха невелики, и обстановка в салоне вполне комфортная. Практичный и удобный в эксплуатации многоцелевой компакт – особенно с турбодизелем. Однако не требуйте от него того удовольствия от вождения, которое дают лучшие образчики размерного класса B – вроде баварского Mini. (К которому, кстати, Urban Cruiser близок по цене). У японского «спорт-хозяйственника» другие достоинства.
Предварительные итоги
Пересчитаем плюсы и минусы, выставленные обозревателями, в баллы и подведем баланс. Оценки такие:
Внешность – 8 баллов (из 10 возможных). На взгляд обозревателей, самая интересная из современных легковушек Toyota Motor. Облик своеобразный - хотя и вторичен по отношению к «сайэну» xD. «Хорошо».
Динамика и управляемость – 6. Двигатели тянут неплохо, хотя ожидать от довольно массивного «круйзера» живой приемистости не приходится. Держание дороги вполне приемлемое, маневренность и управляемость не вызывают нареканий. «Удовлетворительно».
Комфорт и оснащение – 6. Водителю не так просто выбрать правильную посадку за рулем, а для рослых пассажиров во 2-м ряду низковат потолок. И по плавности хода Urban Cruiser заведомо не лидер в своем классе. Комфортно-развлекательное оснащение не хуже, чем у других, - если не иметь в виду «бюджетное» исполнение. «Удовлетворительно».
Безопасность и защита – 10. Тойотовская техника безопасности - «активная» и «пассивная» - на высоте. И как ожидается, «круйзер» покажет высокие результаты в испытаниях Euro NCAP. Авансом – «хорошо».
Качество и надежность – 7. Yaris, на платформе которого и создан Urban Cruiser, вышел в прошлогоднем обзоре JDPower по Великобритании на высокий 4-й ранг по «удовлетворенности» владельцев. И вообще у тойотовских моделей устойчивая репутация по части надежности; Вот только отделочные материалы подкачали; «хорошо».
Эксплуатационные расходы – 8. Urban Cruiser довольно экономичен по топливу – особенно с турбодизелем. Издержки по обслуживанию умеренные; «хорошо».
В плюсе:
- располагающий «вседорожный» облик;
- надежная техника безопасности;
- невысокие эксплуатационные расходы.
В минусе:
- не самая удобная посадка водителя;
- неровный ход;
- ограниченные внедорожные возможности;
- высокая цена.
Общая оценка – 7 баллов (из 10 возможных). Ни того удовольствия от вождения, какое дает Mini, ни реальных внедорожных возможностей. И все-таки компактный полноприводник по своему привлекателен.
Вердикт: посредственно. В соответствующем сегменте рынка немало интересных конкурентов – дешевле Urban Cruiser. Тогда как спорные достоинства нового тойотовского компакта не дают ему сколько-нибудь значимых преимуществ.
Справка-объективка. Поскольку Urban Cruiser создан на платформе Yaris (колесная база миллиметр в миллиметр), то технически две модели предельно близки. Те же силовые агрегаты – разве что «переходник» не идет с литровым 12-клапанником 1KR-FE. «Круйзер» комплектуется либо новым бензиновым 16-клапанником 1NR-FE, либо проверенным 8-клапанным турбодизелем 1ND-TV из серии D-4D.
Цельноалюминиевая бензиновая «четверка» оснащена механизмами фазовращения Dual VVT-i как на впуске, так и на выпуске; при диаметре цилиндров и ходе поршней 72,5 х 80,5 мм рабочий объем равен 1329 «кубикам». Со степенью сжатия 11,5 (необычно высокая для двигателя со впрыском бензина во впускные каналы) 16-клапанник развивает до 101 л.с. при 6 тыс. оборотов, наибольший крутящий момент – 132 Нм. Двигатель комплектуется устройством Stop & Start («старт-стоп»), которое глушит его всякий раз, когда автомобиль останавливается, коробка передач в «нейтрали», а водитель снимает ногу с педали сцепления. А как только он выжимает сцепление, мотор автоматически пускается – гладко и без задоринки.
Компактная и легкая "четверка" 1NR-FE работает в режиме "старт-стоп".
Турбодизель рабочим объемом 1364 миллилитров оснащен «сажевым» фильтром DPF и выдает до 90 л.с. при 3800 мин-1, наибольший крутящий момент – 205 Нм. Оба двигателя стыкуются с ручной 6-ступенчатой КПП – без вариантов. Причем, в отличие от «яриса», Urban Cruiser с турбодизелем предлагается также и с полноприводной трансмиссией Active Torque Control 4WD. Несложная схема с электронноуправляемой многодисковой муфтой, которая автоматически подключает задний мост - по мере надобности. По сути та же конструкция, что и у солидного тойотовского «паркетника» RAV4. Она не очень удачно компонуется с задней подвеской на сопряженных продольных рычагах (качающаяся поперечина мешает прокладывать трансмиссионный вал) и получается довольно коряво. Так, дорожный просвет у «круйзера» 4x4 всего лишь 140 мм – на 2 см … ниже, чем у переднеприводного исполнения. Неожиданный оборот; дело в том, что трансмиссионный вал проходит под поперечиной. Поэтому и картер главной передачи сидит низко, а дорожный просвет под ним совсем не велик.
В исполнении 4x4 трансмиссионный вал проходит под качающейся поперечиной; полуудачно.
По ходовой «круйзер» тоже мало отличается от «яриса»: спереди подвеска McPherson (сзади как уже сказано). Винтовые пружины, поперечные стабилизаторы; разве что настройка для «переходника» особая. Резина размером 195/60R монтируется на 16-дюймовые колеса – в базовом исполнении стальные. Реечный рулевой механизм работает с электросервоусилителем, «баранка» делает 2,55 оборота от упора до упора. Тормоза с вентилируемыми дисками диаметром 275 мм (спереди) и 259-миллиметровыми (сзади) комплектуются серво-«бустером» и ABS. В стандартный пакет входит, между прочим, также и VSC (Vehicle Stability Control – программа стабилизации автомобиля): «трэкшн-контроль» и все такое.
Агрегаты и узлы «круйзера» собраны на несущей структуре, выстроенной в соответствии с тойотовской философией Minimal Intrusion Cabin System. То есть, в случае чего каркас пассажирского помещения допускает лишь незначительные прогибы внутрь. Тогда как зоны «программируемой деформации» поглощают энергию столкновения и защищают водителя и пассажиров. Серьезная основа для «пассивной» безопасности нового «переходника»; испытания Euro NCAP «на удар» покажут, насколько оправданны высокие ожидания.
Длина 5-местного ««круйзера» - 3930 мм, ширина – 1725, высота – 1540; колесная база – 2460 мм, колея - 1485/1490. При полной посадке по местам вместимость багажника 315 л, тогда как при складывании задних сидений («в пол») погрузочное пространство увеличивается до 750 л. Коэффициент сопротивления воздуха - 0,318; вполне прилично для коробчатого «хэтчбека». Снаряженный вес «круйзера» с 1,33-литровым VVT-i - от 1195 кг, с места до 100 км/ч способен разогнаться за 12,5 сек. Объявленная максимальная скорость – 175 км/ч, а бензина он расходует в среднем (EU) только 5,5 л на 100 км пробега.
С турбодизелем D-4D переднеприводный «переходник» набирает «сотню» за 11,7 сек., тогда как тяжелого топлива он расходует на 100 км пути в среднем лишь 4,5 л. Полноприводный Urban Cruiser тянет в снаряженном состоянии по меньшей мере на 1315 кг, поэтому время разгона до 100 км/ч ухудшается до 12,7 сек. Тогда как средний расход дизтоплива увеличивается до без малого 5 л на «сотню» пробега. Все равно не много.
Особое мнение. Интересная легковушка, однако в нынешнем раскладе Urban Cruiser пролетает как-то мимо российских автомобилистов. Как фанера над Парижем… Ведь тойотовский «переходник» имеет смысл для нашей солнечной страны разве что в исполнении 4x4. А его предлагают пока только с турбодизелем; не самая удачная комбинация.
А самое главное, у полноприводного «круйзера» совсем уж невысокий дорожный просвет – ниже, чем у переднеприводных вариантов. И куда же на нем двигать?
Осанка у "круйзера" уверенная.
Фото Toyota.