Tesla Motors (слыхали о такой?) из города San Carlos, Калифорния, на днях предъявила СМИ первые фото перспективной легковушки Model S. Она известна также под названием WhiteStar (белая звезда), однако дело не в имени.
Судя по всему, «белая звезда» станет первым в новейшей истории серийным многоместным автомобилем на электротяге. То есть, Tesla Motors уже выпускает спорт-родстер VP10 с электроприводом – на платформе Lotus Elise («растянутой» на 3 дюйма). Родстер, естественно, 2-местный, тогда как 5-дверный WhiteStar берет на борт 5 взрослых – плюс двоих детей на дополнительных посадочных местах. Элегантный 5-дверный «хэтчбек» с тяговым э-мотором (жидкостного охлаждения) в приводе задних колес . Но без всякого двигателя внутреннего сгорания; энергия запасается исключительно в емких литий-ионных аккумуляторах.
Родстер VP10 уже в серии. На подходе революционный спорт-"хэтчбек" WhiteStar.
Здесь возможны варианты: по проекту, Model S комплектуется одним из 3-х аккумуляторных пакетов (емкостью от 42 до 70 кВт-ч э-энергии) – в расчете на пробег в 250+, 350+ и даже 480+ км. Разумеется, в «крейсерском» режиме; ведь при динамичном вождении высадить батарею нетрудно и за полчаса. Объявленная цена легковушки – от 57,5 тыс. долл. (с тяговым аккумулятором наименьшей емкости), причем с учетом федеральных налоговых льгот на приобретение экологически «дружественного» э-мобиля «белая звезда» вписывается в 50 «штук». Все равно недешево, - но какой автомобиль!
Во внешности Model S просматривается что-то от нового "ягуара" XF.
Уже известно, что от 0 до 96,5 км/ч (60 миль) WhiteStar с батареей наименьшей емкости способен разогнаться за 5,6 сек. Тогда как с аккумулятором на 70 кВт-ч время разгона якобы улучшается до 4,8 сек. Стандартную дистанцию в 1/4 мили (402 м) спорт-«хэтчбек» проходит с места за 14 сек. – без всякого переключения передач. Максимальная скорость – 193 км/ч (120 миль), а средний расход э-энергии – 12-14 кВт-ч на 100 км пробега. Прикиньте в рублях…
Прогрессивные решения
По сведениям от Tesla Motors, для полной «заправки» аккумуляторов через фирменное зарядное устройство QuickCharge достаточно каких-то 45 мин. Правда, потребуется спецразъем на 440 В напряжения и 160 А тока; в э-сети общего пользования таких нет. Ну а в домашнем гараже (220 В и 70 А) нужно уже 4 часа; льготный «ночной» тариф. У Tesla Motors проигрывают также схему регулярной ротации аккумуляторов – в сети фирменных сервисных станций. Замена «севшей» батареи на полностью заряженную укладывается в 5 мин. рабочего времени… То есть, счастливые обладатели «белой звезды» как бы арендуют аккумуляторы, и в зависимости от обстоятельств монтируют батарею большей или меньшей емкости (и веса). Во всяком случае в конструкцию э-мобиля такая возможность заложена с самого начала; дальновидный подход.
Агрегаты и узлы WhiteStar собраны на несущей структуре из алюминиевых сплавов, наружные панели аэродинамичного кузова тоже из «крылатого» металла. Э-мобиль оснащен мощными тормозами Brembo Gran Turismo с вентилируемыми перфорированными дисками диаметром 405 мм (спереди) и 380 мм (сзади). Резина размером 245/35ZR (спереди) и 285/30ZR (сзади) монтируется на стильные легкосплавных колеса диаметром 21 дюйм. В снаряженном состоянии бесподобный «хэтчбек» весит от 1735 кг (с «развесовкой» по осям примерно 45/55%). В том числе 3,5-5,5 центнеров литий-ионных аккумуляторов – в зависимости от их емкости. Массивная батарея размещена на шасси предельно низко, и центр тяжести у Model S лежит невысоко над ходовой поверхностью. Залог цепкого держания дороги и спортивной управляемости. А в какую сумму обходятся такие аккумуляторы, даже думать неохота…
Комфорт и практичность
Дизайном «белой звезды» занимался Franz von Holzhausen; прежде он работал у Mazda Motor. Выразительная стилистика спорт-«хэтчбека» отмечена убирающимися наружными ручками дверей и огромной застекленной панелью в крыше. Интерьер отделан материалами натурального происхождения, пригодными для «рециклинга». Обивка сидений из натуральной кожи (итальянская работа); особо отмечается, что кожевенное сырье обрабатывается без применения хрома.
Плавные линии 2-объемного кузова продиктованы соображениями аэродинамики.
Длина «хэтчбека» - 4978 мм, колесная база – 2959 мм; солидная легковушка. Багажных отделений два: сзади (над тяговым э-мотором), а также спереди. Ведь никакого д.в.с. под капотом «белой звезды» нет. Спинки сидений 2-го ряда раздельно складные (в пропорции 60/40); как утверждают у Tesla Motors, по внутреннему пространству WhiteStar превосходит «универсал» сравнимых габаритов. Само собой, перспективный э-мобиль получит богатое информационно-развлекательное и комфортное оснащение. Так, бортовые системы контролируются с 17-дюймового монитора TFT с сенсорным управлением, установленного на центральной консоли. В «штате» спутниковое радио и беспроводной выход во «всемирную паутину» (протокол 3G). В духе XXI в.
Финансы поют романсы
Руководство Tesla Motors рассчитывает вывести WhiteStar на североамериканский рынок в 2011 – и продавать по 20 тыс. классных э-мобилей в год. Далеко не мелкосерийная программа: под выпуск Model S создается специализированный сборочный завод на юге Калифорнии. С кредитами коммерческих банков нынче сложно, и для завершения строительства компания запросила федеральную ссуду в размере 350 млн долл. Теперь многое зависит от отношения Вашингтона к смелому проекту. Как известно, американское правительство оказывает крупномасштабную поддержку корпорациям «большой тройки»? А есть ли средства для независимой компании с пионерным проектом? Момент истины.
Не ищите на "корме" WhiteStar выхлопные патрубки; их там нет.
Фото Tesla.
1 Речь идет также о выпуске полноприводной версии «белой звезды». Спереди нетрудно смонтировать еще один тяговый э-мотор – конструкция шасси допускает.