XXI век становится эрой гаджетов, современные смартфоны и планшеты серьезно потеснили классические телефоны и персональные компьютеры, а на смену традиционным автомобилям с двигателями внутреннего сгорания уже спешат их электрические аналоги. С цель изучения рынка компания Kia привезла в Россию новейшую разработку – полностью электрический городской кроссовер Kia Soul EV.
Производство Kia Soul EV стартовало в июне 2014 года, и в конце августа электромобиль был представлен на Московском автосалоне, а за несколько дней до начала выставки группе автожурналистов удалось поближе познакомиться с первым серийным корейским электромобилем.
Внешне электрический Soul EV сохранил узнаваемый «угловатый» силуэт популярного молодежного кроссовера Kia Soul. Проще всего отличить новинку по увеличенной передней декоративной решетке и двухцветной окраске кузова с контрастно подчеркнутой линией крыши. Дополняют облик 16-дюймовые колесные диски оригинального дизайна и светодиодные задние фонари.
Качество материалов отделки салона у электрического Soul выше его «классических» аналогов. Светло серая двухцветная отделка увеличивает ощущение простора, а голубые вставки намекают на экологичность.
Качество материалов отделки салона у электрического Soul выше его «классических» аналогов
Приборный щиток электромобиля остался без аналоговых стрелочных приборов и выполнен полностью в виде жидкокристаллического OLED дисплея
|
|
|
Приборный щиток электромобиля остался без аналоговых стрелочных приборов и выполнен полностью в виде жидкокристаллического OLED дисплея. Медиасистема с 8-дюймовым дисплеем получила ряд возможностей, рассчитанных на особенности электрической модели. Среди них возможность установки таймера вентиляции салона, чтобы находящийся на стоянке электромобиль, будучи подключенным к электрической сети, подготовил к приходу владельца необходимый микроклимат салона, сэкономив заряд аккумулятора для будущей поездки. Навигационная система контролирует запас хода и показывает расстояние до ближайшей зарядной станции.
Мощность электродвигателя 81,4 кВт (110 л.с.)
Мощность электродвигателя 81,4 кВт (110 л.с.), ведущие колеса по-прежнему передние, тяга от электромотора передается через бесступенчатый редуктор. По ощущениям, электрический Soul разгоняется намного динамичнее его бензинового аналога, хотя по паспортным данным разгон до «сотни» занимает 11,2 с, т.е. всего на 1,3 с быстрее бензинового Soul с автоматом. Такое впечатления возникает из-за того, что максимальный крутящий момент 285 Нм доступен уже с нулевых оборотов, благодаря чему электромобиль срывается с места с троллейбусным азартом, к тому же практически бесшумно, здесь нет надрывного гудения мотора, а только шум ветра и шелест шин. Максимальная скорость составляет 145 км/ч. На такой скорости прокатиться не удалось, но до 80 км/ч Soul EV радует отличной динамикой и управляемостью. При торможении электродвигатель начинает работать в режиме генератора, пополняя заряд аккумуляторов за счет кинетической энергии. Производитель обещает, что в городском режиме система рекуперации сохранит до 32% энергии.
Стоит отметить, что тема сохранения энергии играет ведущую роль в электромобиле. Kia Soul EV предоставляет выбор между двумя разными режимами движения: Drive и Brakes. В режиме Brakes (торможение) рекуперативная тормозная система сохраняет максимально возможное количество энергии. Дополнительную экономию энергии дает специальный ECO-режим климатической установки, при включении которого оптимизируется производительность систем отопления и кондиционирования. Есть также режим индивидуальной вентиляции Driver only, если водитель едет один, он может отключить подачу воздуха в правую часть салона. Дополнительную лепту в экономичность Soul EV вносят шины с пониженным на 10% сопротивлением качению.
|
|
Электрический Kia Soul бодро срывается с места и радует неплохой динамикой |
|
|
Аккумуляторная батарея массой 277 кг находится под задними сидениями и полом багажника. Такое расположение положительно сказалось на устойчивости кроссовера за счет пониженного расположения центра масс, но привело к сокращению объема багажника на 73 л (до 281 л) и уменьшению пространства для ног задних пассажиров на 8 см.
Сама батарея состоит из литий-ионных полимерных аккумуляторов и может сохранить 27 кВт*ч энергии. По данным производителя запас хода в смешанном цикле составляет 212 км. В реальности он, скорее всего, окажется меньше, но в ходе нашего небольшого теста показания оставшегося пробега изменялись достаточно адекватно пробегу реальному.
Для полного заряда батареи потребуется от 18 часов, в случае заряда от бытовой электросети до примерно часа при использовании станции постоянного тока, поддерживающей специальный порт CHAdeMO. Зарядное устройство для бытовой электросети 220 В подключается в обычную электрическую евророзетку и потребляет ток 8 или 10А. 80-процентный уровень заряда в режиме «быстрой подзарядки» при помощи 100-киловаттного устройства постоянного тока достигается за 25 минут, а при использовании 50-киловаттного устройства – за 33 минуты.
|
|
|
Разъем для подключения зарядного устройства расположен под крышкой в передней декоративной решетке |
Разъем для подключения зарядного устройства расположен под крышкой в передней декоративной решетке. На мой взгляд, не самое удачное расположение, учитывая зимнюю грязь московских дорог, задние крылья, где обычно располагаются горловины топливных баков, менее подвержены загрязнению, но в солнечной Калифорнии, которая наверняка будет одним из основных рынков сбыта нового кроссовера, такой проблемы нет.
В заключении, попробуем оценить экономичность электромобиля. Полный заряд батареи (27 кВт*ч электроэнергии) при цене 3,45 руб. за 1 кВт*ч обойдется в 93 руб. Таким образом, стоимость 100 км пробега составит около 50 рублей, в то время как стоимость аналогичного пробега Kia Soul с бензиновым мотором составляет около 350 руб. при среднем расходе 10 л бензина А-95. Но даже при такой серьезной экономичности окупаемость электромобиля наступит при пробеге свыше 130 тыс. км. Получается, что на сегодняшний день экономическая эффективность приобретения электромобиля находится под большим вопросом, но что будет завтра?
Конечно, говорить о триумфальном шествии электромобилей пока преждевременно. Главной причиной этого является не столько высокая стоимость аккумуляторов, а скорее неготовность инфраструктуры для их подзарядки. Покупателю электромобиля в нашей стране нужно иметь собственный коттедж с оборудованным гаражом и надежной электропроводкой, а также возможность подзарядки аккумулятора на работе. Но тот факт, что компания Kia вошла в группу ведущих мировых производителей в освоении передовых технологий и представила в России современный электромобиль, можно только приветствовать. А электрический Soul EV дал возможность опробовать транспортное средство завтрашнего дня и порадовал привычным по автомобильным меркам комфортом, просторным салоном и, конечно, приятной динамикой в сочетании с выдающейся экономичностью.