Полвека назад смешные, но шустрые «фиатики» Cinquecento (итал. - пятьсот) с выразительным знаком скорпиона на «шильдике» вовсю гоняли по европейским дорогам. А также на трассах «клубных» гонок – и по ралли-маршрутам. Работа тюнинг-ателье Abarth & C., которое в конце 40-х основал итальянский инженер, австриец по рождению, Carlo Abarth (1908-79). Знак скорпиона он выбрал по своему зодиакальному созвездию, и надо сказать, символ оказался счастливым. В 60-е марка Abarth блистала в «кузовных» автогонках: «глубокий» тюнинг микролитражных FIAT 500 и 600 открыл доступ к спорту широким массам энтузиастов. Карло Абарт делал примерно то же (и тогда же), что и британец John Cooper, который лет 45 назад стал тюнинговать автомобильчики Austin 7/Morris Mini Minor. В просторечии «мини»; усилиями К.Абарта и Дж.Купера, FIAT Abarth и Mini Cooper обозначили в автоспорте целую эпоху.
Спортивные достижения сопровождались рыночными успехами, бизнес К.Абарта процветал. А в начале 70-х уже всемирно знаменитая марка Abarth отошла к FIAT; работа продолжалась под новой – высокой и широкой – крышей. Однако с начала 80-х – уже без К.Абарта – дела фиатовского спортотделения покатились под уклон, и к концу века марка Abarth сошла со сцены. Ну а пару лет назад руководство FIAT Auto приняло решение разыграть козырную «ретро»-карту и «перезагрузить» легендарный бренд – в целях маркетинга. И теперь спортивное спецотделение «фиата» вновь выпускает под знаком скорпиона «заряженные» легковушки – что-то вроде AMG при Mercedes. Только дешевле… Проба пера в виде Grande Punto Abarth оказалась не особенно успешной, а с недавних пор фирменному тюнингу подвергают 500-ю модель. Интересное начинание.
Божья коровка
На взгляд, новый «чинквеченто» безотказно располагает к себе – то ли в силу выразительной стилистической преемственности со знаменитым «фиатом» 500 образца 1957. То ли сказывается забавное сходство автомобильчика с божьей коровкой – полезным и симпатичным жучком. Компактный и округлый «хэтчбек» выглядит дамской игрушкой, однако внешность «пятисотого» Abarth обманчива. Под мирным обликом кроется агрессивный и заводной спорт-компакт, который способен дать соперникам немалую фору. И выиграть у них.
Фиат 500 Abarth Esseesse лихо выступает в связке поворотов.
Обратите, например, внимание на колеса: легкосплавные 16-дюймовые с широкопрофильной спортрезиной. Правда, разницу в высоте посадки рядового «пятисотого» и 500 Abarth над дорогой вы не уловите – какие-то миллиметры. Зато спереди заметен «фартук» под бампером, а сзади двойной выхлоп по краям диффузора Вентури. По заказу панель крыши декорируется в клеточку – под автоспортивный финишный флаг. Ну и «спойлер» на кромке крыши, а также «порожки» под дверями.
Так что, если присмотреться, в скромной внешности «фиата» 500 Abarth все же проступает его неординарный характер. И в интерьере тоже: обшитая кожей 3-спицевая «баранка» со срезанным нижним сегментом ложится прямо в руки, передние спорт-сиденья (регулировка не только продольная, но и по высоте) дают надежную боковую опору. Правда, удобно устроиться за рулем не так просто: посадка водителя высоковата, тогда как «баранка» настраивается лишь по углу наклона (но не по вылету). Ладно хоть (алюминиевые) педали не смещены, и ноги не приходится выгибать вправо. И во 2-м ряду не особенно просторно, хотя 500-й Abarth заявлен как 4-местное транспортное средство.
Симпатичная и резвая "божьей коровка".
Из центральной консоли торчит рычаг КПП – наследие старого доброго Panda, на платформе которого и создан «пятисотый». Интерьер оформлен в контрастной красно-черной цветовой гамме, качество отделочных материалов неплохое (хотя и неровное). «Фиат» 500 Abarth не такой уж дешевый автомобиль, и пакет информационно-развлекательного и комфортного оснащения у него совсем не бедный. Так, в «штате» кондиционер, электростеклоподъемники, боковые зеркала с электросервоприводом, «музыка» Interscope (радио, CD и MP3) и фирменная фиатовская система коммуникации Blue&Me. А за доплату предлагается «климат-контроль» и кожаная обивка интерьера – от Abarth. Плюс профессиональная телематика Blue&Me MAP: нарЕзать пару кругов на «клубном» автодроме, а затем анализировать ключевые параметры прохождения трассы. Выявление скрытых резервов – как в Формуле 1.
Хотя в архитектуре "кокпита" проступает Panda, смотрится неплохо.
Еще не все: для тех, то любит погорячее, у Abarth предусмотрена послепродажная доработка «пятисотого» - под обозначением Esseesse. Что-то вроде Sportivo Speciale по-итальянски (сокращенно SS – esseesse). Доработка проводится только в первые 12 месяцев после приобретения «пятисотого» Abarth; вопрос состояния автомобиля. В пакете Esseesse не только «дозаряженный» силовой агрегат, усиленные тормоза и особая настройка ходовой, но и дополнительные штрихи внешнего тюнинга. Вроде стильных 17-дюймовых колес, сквозь спицы которых просматриваются красные тормозные скобы. Клевая «букашка».
С «активной» и «пассивной» техникой безопасности у 500-го Abarth тоже все в порядке. В «штатном» пакете ESP с интегрированным Torque Transfer Control (электронная имитация блокировки дифференциала), 7 «подушек» и «занавесок», пояса с преднатяжителями и ограничителями усилий. А в комплект Esseesse входит также мониторинг давления в покрышках; все под контролем. Между прочим, в 2007 «фиат» 500 прекрасно выступил в испытаниях Euro NCAP «на удар». Миниавтомобиль заработал все 5 «звезд» за безопасность взрослых, 3 «звезды» по защищенности малолетних пассажиров и 2 «звезды» (из 4-х) по защите пешеходов. И 500-й Abarth, наверное, ничуть не хуже; малое не только прекрасно, но и безопасно.
Подкапотное пространство Abarth 500 упаковано плотно.
Заводной апельсинчик
Когда видишь в зеркалах 3-лучевую «звезду» седана E-класса, повисшего на заднем бампере «пятисотого» Abarth, то предвкушаешь увлекательную игру. Водитель быстроходного «мерса» в нетерпении: когда «букашка» уступит наконец лыжню? Но тут «фиатик» резко прибавляет – и стремительно отрывается от грозного преследователя. А если игра ведется не на автобане, а на извилистой дороге из числа второстепенных, то у быстроходного E-класса просто нет шансов. «Божью коровку» не достать…
Да, по жизни 500 Abarth выглядит даже динамичней, чем обещают его технические характеристики. Только имейте в виду, что аппаратик работает в двух режимах, и в Normal (по умолчанию) он ведет себя довольно умеренно. Тяга 16-клапанника T-Jet ограничена, реакции на «газ» мягкие. Руль легкий и даже «пустоват»; режим повседневной эксплуатации - с установкой на удобство управления в городском потоке и экономию горючего. Никаких игр с «мерсами»…
Вполне разумно, но ведь легковушка со знаком скорпиона приобретается не для того, чтобы сберегать бензин. И если характер у вас «драйверский», обратите внимание на кнопку Sport (на передней панели). СтОит прижать ее, и машинка обнаруживает свой истинный нрав. «Баранка» нагружается тем самым усилием, какое нужно, появляется отчетливая обратная связь. Водитель прекрасно чувствует, как идут управляемые (и ведущие) колеса и как они держатся за ходовую поверхность, турбомотор выдает полную мощность, а его отклик на «газ» заметно обостряется. Вот теперь 500-й Abarth готов к поединкам с самыми сильными соперниками - под настроение.
В режиме Sport «фиатик» настолько хорош, что обозреватели рекомендуют держать его постоянно. Ведь перерасхода бензина все равно никакого. Автомобильчик резво идет в связке поворотов – с заметной недостаточной поворачиваемостью под тягой турбомотора. Причем стОит прибрать «газ», и поворачиваемость плавно переходит в легкую избыточную: вполне естественное и предсказуемое поведение. Двигатель удачно согласован с 5-ступенчатой ручной КПП, и отсутствие VI передачи нисколько не сказывается на динамике автомобиля. Тормоза у 500-го Abarth исключительно мощные для его снаряженного веса, действуют ровно - и без всякого «фединга» при многократных замедлениях. И ESP (с TTC) очень кстати: действует ненавязчиво, но своевременно, и способствует надежному сцеплению ведущих колес с ходовой поверхностью – при немалом крутящем моменте. Мал «покатигорошек», да удал. А еще круче «пятисотый» в тюнинг-доработке Esseesse: время разгона с места до 100 км/ч улучшается на добрые полсекунды. По держанию дороги и управляемости он «заточены» еще острее: ни дать, ни взять – аппарат для «кузовных» гонок. Подвеска настроена жестко, но 500-й Abarth вовсе не «табуретка». У спорт-компакта удовлетворительная плавность хода - на удивление. Едва ли не лучше, чем у стандартного «пятисотого» - во всяком случае на ровных дорогах с усовершенствованным покрытием. А для других «заряженный» Abarth и не приспособлен. Так что «заводной апельсинчик» вполне годится на роль повседневного транспортного средства – для обитателей европейского мегаполиса. С ним не заскучаешь.
Двойной выхлоп - по углам диффузора Вентури.
Количественные оценки
Подведем итоги. И если выразить впечатления обозревателей в баллах, то расклад по 500-у Abarth получается такой:
Внешность – 8 баллов (из 10 возможных). Обаятельная «ретро»-внешность «фиата» 500 в исполнении Abarth заострена в спортивном ключе. И хотя облик компакта уже не особенно свежий, тюнинг-оформление вполне удачно. «Хорошо».
Динамика и управляемость – 8. Автомобильчик цепко держит дорогу, а его приемистость прямо-таки контрастирует с невинной внешностью «пятисотого». Руль легкий и «пустоват»; впрочем, в режиме Sport обратная связь лучше. «Хорошо».
Комфорт и оснащение – 8. Ход у 500-го Abarth ровнее, чем ожидается от малого спорт-«хэтчбека»; подвеска жесткая, но настроена удачно. Информационно-развлекательное и комфортное оснащение небедное – с длинным списком опций; хорошо».
Безопасность и защита – 9. Еще пару лет назад FIAT 500 показал прекрасные – особенно для малой легковушки – результаты в испытаниях Euro NCAP. Видимо, 500 Abarth не слабее – и техника «пассивной» безопасности вполне на уровне. «Отлично».
Качество и надежность – 9. Репутация у легковушек FIAT далеко не блестящая, и в отделении Abarth делают все, чтобы их модели смотрелись получше. И в самом деле «пятисотый» оставляет впечатление приличного качества исполнения и сборки, хотя отделочные пластики не везде на уровне. «Удовлетворительно».
Эксплуатационные расходы – 8. Как 500 Abarth, так и «дозаряженный» Esseesse довольно экономичны по топливу. Однако издержки по обслуживанию заметно выше, чем у рядового 500-го; «хорошо».
В плюсе:
- впечатляющая приемистость;
- привлекательная внешность;
- исключительная безопасность.
В минусе:
- высокая цена;
- не особенно удобная посадка водителя;
- тесноватые для взрослых задние сиденья.
Общая оценка - 8 баллов (из 10 возможных). 500-й Abarth хорош, - чтобы не сказать бесподобен. Много улыбок на каждую «сотню» пробега.
Вердикт: рекомендуется. Один из самых привлекательных малых спорт-«хэтчбеков», какие покупаются за деньги.
Справка-объективка. FIAT 500 (как и фордовский Ka II) создан на платформе уже далеко не нового Panda. Под капотом размещен 1,37-литровый бензиновый 16-клапанник T-Jet, оснащенный турбокомпрессором IHI RHF3-P и промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха. Со степенью сжатия 9,8 «четверка» развивает до 135 л.с. при 5500 мин-1, наибольший крутящий момент (в режиме Sport) – 206 Нм. Тогда как для специсполнения Esseesse мотор настроен («чип»-тюнинг) на 160 сил при 5750 мин-1, максимальный крутящий момент – 230 Нм. Двигатель стыкуется с ручной 5-ступенчатой КПП – без вариантов.
Ходовая унаследована от того же Panda: спереди подвеска McPherson, сзади – на сопряженных продольных рычагах; винтовые пружины, поперечные стабилизаторы. Конструкция типовая, но настройки Abarth оказались, если верить обозревателям, весьма удачными. Катится «пятисотый» Abarth на внушительных покрышках размером 195/45R16. Причем за доплату монтируется резина 205/40R – на 17-дюймовых колесах. Гораздо крупнее, чем у «волги» ГАЗ 3110… Рулевой механизм «шестерня–рейка» работает с электросервоусилителем, тормоза спереди с вентилируемыми дисками (диаметром 284 мм), сзади 240 мм. Само собой, ABS - плюс ESP в «штатном» пакете.
Ходовая у "пятисотого" та же, что и у Panda. Однако настройки от Abarth.
Вместимость багажника при полной посадке по местам – всего лишь 185 л. Но если сложить спинки задних сидений (не делимые), то погрузочное пространство увеличивается до 610 л; куда ни шло. У малого «фиата» приличная аэродинамика: коэффициент сопротивления воздуха - 0,325. И при лобовой площади 2,05 м2, аэродинамический фактор равен 0,665; лучше, чем у «родственного» Ford Ka.
Снаряженный вес «чинквеченто» Abarth – от 1035 кг; автомобильчик способен разогнаться с места до 100 км/ч быстрее, чем за 8 сек. Объявленная максимальная скорость – 205 км/ч, средний расход бензина (EU) - 6,5 л на 100 км пробега. Esseesse еще шибче: «сотню» с места тюнинг-Abarth набирает за 7,4 сек., максимальная скорость – 211 км/ч. Причем средний расход горючего, что характерно, указан тот же самый. «Дозаряженный» Esseesse еще на 2,5 тыс. евро дороже, чем недешевый 500-й Abarth. Тем самым шустрый «фиатик» приближается к цене Mini Cooper S, тягаться с которым «пятисотый» не в силах – ни при какой погоде. Разные весовые категории.
Особое мнение. Как известно, FIAT 500 назван «Автомобилем года» 2008 (в европейской номинации); крупный успех итальянского автогиганта. «Фиату» всегда удавались малые легковушки – именно малые, начиная с Topolino и легендарной 600-й модели. Вот и нынешний 500-й (хотя он не имеет ровно никакого отношения к «чинквеченто» образца 1957 года) вышел и внешностью, и манерами.
А «заряженный» 500-й Abarth – ну чисто игрушка для взрослых. К сожалению, совсем не дешевая; малый Twingo 133RS от Renault гораздо доступней – и мало чем уступает в ходовых качествах. Разве что внешне не столь обаятелен… Игрушка для европейских энтузиастов спортивного вождения, тогда как российским автомобилистам 500 Abarth вряд ли подойдет. Равно как и Twingo 133RS – в общем мимо. Посмотреть, конечно, интересно, но ездить круглый год – я вас умоляю. Что ж, есть и другие спорт-«хэтчбеки» - вроде Lancer Ralliart от MMC. То самый вариант.
Автодром Monza 1958: за рулем смешного "чинквеченто" Abarth сам основатель культовой марки
Фото Abarth, FIAT.