Судя по названию, именно Mondeo, созданный в Германии и появившийся на рынке в начале девяностых годов, должен был стать первым глобальным (всемирным) автомобилем компании Ford Motor. Разумеется, менеджеры концерна рассчитывали на хорошие продажи в Северной Америке. Однако они ошиблись. Весьма быстро стало понятно, что потребности в среднеразмерном европейском автомобиле в то время в США попросту не существовало. И подобная ситуация сохранялась вплоть до середины прошлого десятилетия.
Затем всё начало стремительно меняться. Под влиянием кризиса американцы стали пересаживаться на автомобили, которые потребляют значительно меньше топлива. Даже за малышом Smart в мегаполисах выстроились очереди, а гибрид Toyota Prius стал настоящим хитом продаж. С другой стороны, подгоняемый всё теми же экономическими неурядицами, босс американского концерна Алан Малалли провозгласил стратегическую программу One Ford, означавшую тотальное снижение издержек производства путём полной унификации моделей, выпускаемых и продаваемых "Фордом" на всех континентах.
Зима 1993 – 1994 г.г. Автомобили Ford Mondeo и Ford Maverick. Автопробег из Лондона в Нью-Йорк через Берингов пролив. Очевидцы рассказывают, что пробег прошёл не совсем по плану, но цель была достигнута
Как нельзя кстати подоспела симпатичная и компактная Fiesta, разработанная всё в той же Германии на основе концепткара Verve. А Ford Focus третьего поколения создавался уже с учётом новых для модели рынков - США и Китая. Почти то же самое можно отметить и про кроссовер "Куга". Его новая версия, построенная по мотивам прототипа Vertrek, стала концептуальным микстом популярных паркетников - Kuga (в Европе) и Escape (в Америке).
Ford Fiesta 2013 модельного года
По большому счёту все перечисленные выше машины были разработаны немецкими и британскими специалистами. Однако нельзя недооценить и тот огромный вклад, который внесла в общее дело американская сторона. Тысячи инженеров, спешно нанятые "Фордом" в США, в кратчайшие сроки выдали на-гора великолепный продукт. Речь, прежде всего, идёт о семействе экономичных бензиновых моторов EcoBoost и гибридных силовых установках. Постарались и программисты: система SYNC в сочетании с набором функций MyFord Touch, созданная разработчиками Ford Motor в содружестве с их коллегами из Microsoft, является одной из самых передовых и совершенных технологий на сегодняшний день.
Ford Kuga второго поколения
Помимо разработки глобальных автомобилей для всемирного рынка программа One Ford предусматривает совместную работу инженеров и дизайнеров из разных стран мира над общими проектами. Этому на "Форде" решили учиться, разрабатывая концепткар Evos. Кроме того, в ходе работы над концептом Evos были сформулированы требования, которым должны соответствовать будущие автомобили, а также предложена новая генетика дизайна Ford. Вице-президент Ford Motor Деррик Кьюзак, который представил экспериментальный автомобиль на выставке IFA 2011, сказал о нём буквально следующее: "Концепт Ford Evos соединяет три ключевых элемента, являющихся основой нашей глобальной стратегии One Ford - выдающийся дизайн, интеллектуальные технологии и лидерство в области экономии топлива".
Вице-президент по дизайну и креативный директор компании Ford Motor Джей Мейз представляет концепткар Ford Evos на автосалоне во Франкфурте в 2011 году
Над экстерьером и интерьером концепткара Ford Evos трудились восемь команд, в которых в общей сложности насчитывается 1150 специалистов. В результате дизайнеры разработали набор тех ключевых элементов, которые стали основой для проектирования новых автомобилей Ford.
По мнению исполнительного директора по дизайну Ford of Europe Мартина Смита наиболее примечательным элементом является новое лицо автомобиля - с завышенной трапециевидной решёткой радиатора и весьма узкими фарами-прорезями.
Ford Evos. Премьера концепткара состоялась на выставке IFA 2011 в Берлине, незадолго до открытия автосалона во Франкфурте
Согласно замыслу дизайнеров такая облицовка радиатора соответствует высокому (премиальному) статусу новых автомобилей "Синего овала", в то время как светотехника указывает на использование прогрессивных технических решений.
"Мы хотели разработать терминологию дизайна, отражающую умные технологии, которые стали основой бренда Ford", - пояснил в ходе презентации "Эвоса" Джей Мейз, вице-президент по дизайну и креативный директор американского концерна.
Концепткар Evos – новое лицо Ford
Интеллектуальные технологии, пожалуй - самое важное словосочетание и в словах Деррика Кьюзака. Да и место для премьеры концепта Ford Evos было выбрано не случайно: "IFA" - самая крупная в мире выставка бытовой электроники, которая ежегодно проходит в Берлине.
Но лучше других о роли "микропроцессоров, сенсоров и программного обеспечения" рассказал инженер, который отвечает за их разработку. "Мы используем технологии для формирования ощущений, повышающих удовольствие, получаемое от вождения", - точно и красиво сформулировал Пол Маскаренас, руководитель международной исследовательской команды компании Ford Motor.
Что же касается заявления о лидерстве в области экономии топлива, то концепт Evos предполагал использование гибридной подзаряжаемой от сети силовой установки, которая обеспечивает пробег свыше 500 миль (800 км).
Ford Fusion Energi. Характерный отличительный признак модификации Energi – лючок доступа к электрическому разъёму, расположенный на левом переднем крыле
Подобная силовая установка уже устанавливается в США на автомобиль Ford C-MAX Energi и совсем скоро появится на модификации Energi нового седана Ford Fusion, который является американским аналогом европейской модели Ford Mondeo пятого поколения. Ford Mondeo/Fusion стал первым всемирным автомобилем, разработанным глобальной командой "Синего овала" в рамках стратегической программы One Ford. Причём, по ряду причин Ford Fusion уже продаётся в США, в то время как сроки начала производства и продажи Mondeo в Европе всё ещё не определены.
Ford Fusion Energi
По внешнему виду Mondeo и Fusion практически ничем не отличаются, поскольку, это, повторюсь, один и тот же автомобиль. Правда, в Америке можно купить только седан, в то время как в Европе будут продаваться также 5-дверные машины - хэтчбеки и универсалы.
Новый автомобиль линиями и пропорциями больше всего напоминает Ford Mondeo предыдущего поколения, хотя его габаритные размеры несколько отличаются. Длина седана равна 4869 мм, ширина составляет 1852 мм (без учёта зеркал), высота - 1476 мм. Прежней осталась лишь величина колёсной базы - 2850 мм.
Ford Fusion Titanium 2013 модельного года
А вот ключевые элементы дизайна Ford Mondeo (Fusion), разумеется, унаследовал от концепткара Evos. Выразительная решётка радиатора в сочетании с графическими линиями фар создают ощущение мощи и технического совершенства, а также придают Ford Mondeo уверенный вид автомобиля класса "премиум".
Ford Mondeo пятого поколения
Новый Mondeo (Fusion), кстати, является первым автомобилем марки Ford, в котором передняя светотехника полностью реализована на основе светодиодных технологий. Такие световые приборы расходуют меньше энергии, быстрее выходят на рабочий режим, а также имеют больший срок службы по сравнению с обычными лампами. Вдобавок фары у новинки поворачиваются вслед за рулевым колесом, а насыщенность их светового потока меняется в зависимости от скорости движения автомобиля.
Европейский флагман "Синего овала" красиво смотрится не только спереди, но и в других ракурсах. Профиль седана, в частности, лёгкий и утончённый, а боковая поверхность кузова не лишена элегантности и изящества. Она выполнена нарочито скромно. Дизайнеры лишь позаимствовали у "Эвоса" длинную сглаженную линию, проходящую по нижней части кузова и отражающую свет. Джей Мэйз и его коллеги намерено выбрали подобный подход, полагая, что простота в дизайне является признаком его "дороговизны" и качества.
Ford Mondeo пятого поколения
Тем не менее, разговоры менеджеров "Форда" о качестве и премиальности отнюдь не продиктованы стремлением обмануть покупателей, выдать желаемое за действительное либо перешагнуть одним махом в другой класс. Они лишь обратили внимание на ожидания нового поколения потребителей, которое выросло в условиях, когда даже самые доступные продукты имеют красивый и высококачественный дизайн.
Интерьер автомобиля Ford Fusion Hybrid
Требования тех же "молодых покупателей" нашли отражение и в интерьере нового автомобиля. Впервые в этом сегменте Ford предлагает рулевую колонку с электроприводом и памятью, мульти-контурные сиденья с регулировкой по десяти направлениям и функцией массажа, а также сервопривод крышки багажника. Дополняют картинку кожаная оплётка и обогрев рулевого колеса, а также качественные материалы в отделке салона.
Ford Mondeo (как и Fusion) будет оснащаться системой SYNC последнего поколения с набором функций MyFord Touch. Названная система имеет цветной 8-дюймовый сенсорный дисплей, а также точку Wi-Fi доступа, дающую возможность одновременного подключения к системе до пяти внешних устройств. Кроме того, для подключения носителей информации используются Bluetooth, шина USB и разъём RCA.
Интерьер автомобиля Ford Mondeo с механической коробкой передач
Преимущество системы SYNC заключается в том, что она позволяет управлять всеми коммуникациями и мультимедийными функциями посредством голосовых команд. Но SYNC не ограничивает возможность взаимодействия с системами машины и более привычными способами - при помощи кнопок и сенсорного экрана. О полезности и надёжности системы свидетельствует хотя бы тот факт, что при покупке автомобилей Ford на сегодняшний день её заказывали уже свыше пяти миллионов человек.
Новое лицо и передовые технологии – слагаемые будущих успехов Ford
Все модификации Mondeo имеют просторный салон и достаточно большой багажник. Тем не менее, покупатели универсалов помимо дополнительного объёма для груза получат ещё один бонус - кажется, только для них предлагается сдвижная стеклянная панорамная крыша. Зато надувные ремни безопасности для пассажиров задних сидений используются на всех версиях автомобиля без исключения.
Универсал Ford Mondeo пятого поколения
Для всех доступен и обширный список технологий, основанных на датчиках, радаре и видеокамерах, позволяющих новому "Форду" видеть и реагировать. Mondeo (Fusion) может помочь водителю следить за разметкой, регулировать скорость движения в соответствии с меняющейся дорожной обстановкой, выявить место для стоянки и припарковаться, а также выехать со стоянки в условиях затруднённой видимости. Особенно разработчики гордятся тем фактом, что их усовершенствованная система способна работать как при параллельной, так и при перпендикулярной парковке.
Цифровые помощники водителя автомобиля Ford Fusion (Mondeo)
Шасси Mondeo оснащено рулевым управлением с электромеханическим усилителем и новой задней подвеской типа Integral Link. В ней применяется многорычажный механизм с дополнительными промежуточными рычагами, которые соединяют нижние рычаги подвески со ступицами задних колёс. Такая система обладает лучшей кинематикой, что обеспечивает хорошую управляемость, а также положительно влияет на комфорт за счёт снижения уровня шумов и вибраций.
Но более всего поражает то количество вариантов силового привода, которые Ford предлагает для различных модификаций Fusion и Mondeo.
Базовым для американского рынка является выпускаемый в Мексике 4-цилиндровый бензиновый атмосферный мотор объёмом 2,5 литра и мощностью 177 л.с. Этот двигатель не будет поставляться в Европу и поэтому большого интереса не представляет.
Босс концерна Ford Алан Малалли: моторы семейства EcoBoost принесли «Форду» не только прибыль, но и мировую славу
В Европе его роль будет исполнять другой, более любопытный, агрегат. Речь идёт о победителе конкурса International Engine of the Year 2012 года 3-цилиндровом 1.0-литровом турбомоторчике семейства EcoBoost. Этот "малыш" способен развивать крутящий момент 170 Нм в диапазоне от 1400 до 4500 об/мин (200 Нм в режиме overboost), а выдаваемая им мощность достигает величины 175 л.с. при 6000 об/мин.
Трёхцилиндровый бензиновый двигатель EcoBoost объёмом 999 куб. см
Никаких данных по расходу топлива для автомобиля Ford Mondeo с таким мотором производитель пока не приводил. Однако в качестве отправной точки можно использовать соответствующую информацию по модели Focus, чьё потребление топлива в смешанном цикле составляет 5.0 л/100 км, а эмиссия CO2 равна 114 г/км.
Далее в линейке расположены два двигателя EcoBoost, которые будут предлагаться по обе стороны океана. Первый мотор имеет рабочий объём 1596 куб. см. Он развивает мощность 180 л.с. при 5700 об/мин и крутящий момент 249 Нм, начиная с 2500 об/мин. В Америке (на Fusion) такой двигатель используется только в сочетании с переднеприводной трансмиссией и агрегатируется либо с 6-ступенчатой механической коробкой передач, либо же с коробкой SelectShift Automatic, тоже 6-ступенчатой. Какими автоматическими коробками (SelectShift или PowerShift) будут комплектовать Mondeo, пока неясно.
Снаряжённая масса автомобиля Ford Fusion, оснащённого двигателем EcoBoost 1.6 л в сочетании с механической коробкой передач равна 1512 кг, с АКПП - на 40 кг больше. В первом случае седан Fusion потребляет 9.4 л бензина на 100 км в городе, 6.4 л - на трассе и 8.1 л на 100 км - в смешанном цикле. Во втором варианте, соответственно: 10.2; 6.5 и 8.4 л.
2.0-литровый двигатель EcoBoost под капотом автомобиля Ford Fusion Titanium
Мощность 2.0-литрового мотора EcoBoost достигает 243 л.с. при 5500 об/мин, а его крутящий момент равен 366 Нм (от 3000 об/мин). На Fusion такой двигатель комплектуется только 6-ступенчатой КПП SelectShift Automatic, но с подрулевыми лепестками. А вот привод колёс может быть как передним, так и полным.
Здесь тоже нужно оговориться: судя по предварительной информации, новый Mondeo будет иметь полный привод только в сочетании с дизельным мотором объёмом 2.0 литра.
Снаряжённая масса седана Ford Fusion с 2.0-литровым EcoBoost составляет 1599 кг - при переднем приводе и 1670 кг - в случае наличия полноприводной трансмиссии. Расход топлива в режимах город/трасса/смешанный имеет следующие значения: 10.7 л на 100 км, 7.1 л на 100 км, 9.0 л на 100 км (передний привод); 10.7 л на 100 км, 7.6 л на 100 км, а также 9.4 л на 100 км (полный привод).
Журналистам сетевого издания Edmunds.com уже довелось испытать модификацию Ford Fusion Titanium EcoBoost AWD. По причине отсутствия автомобилей в Европе, а также какой-либо официальной информации об аналогичном Ford Mondeo, наверное, есть смысл привести некоторые результаты их тестов.
Ford Fusion с двухлитровым мотором и полным приводом разгоняется до 96 км/час за 6.9 с, выполняет слалом на скорости 106 км/час, и развивает боковое ускорение 0.87 G. Его тормозной путь со скорости 96 км/час до полной остановки не превышает 37.5 м.
Интересно сравнить эти цифры со значениями тех же параметров, полученными уже для Ford Fusion Hybrid SE, но из того же источника. Время разгона до 96 км/час - 8.0 секунд. Скорость прохождения слалома - 102 км/час. Тормозной путь - 40.2 м. Совсем неплохо для переднеприводного гибрида, снаряжённая масса которого составляет 1650 кг.
Американские журналисты тестируют Ford Fusion Titanium AWD
Люди покупают среднеразмерные гибридные седаны ради топливной экономичности, а не бойкого ускорения. К тому же помимо расхода топлива, который равен 5.0 л на 100 км, как в городе, так и на трассе, у этого автомобиля есть другие преимущества.
Силовую установку Ford Fusion Hybrid практически не слышно. Этому способствует не только неплохая изоляция, но и оптимальный режим работы СУ, а также система активного шумоподавления, задействованная через динамики аудиосистемы.
Незаметно проходят и переходы c электродвигателя на ДВС и обратно. Зато потоки мощности, в частности, подзарядка литиево-ионного аккумулятора, осуществляемая при торможении, наглядно отслеживаются на экране.
Гибридная силовая установка под капотом автомобиля Ford Fusion Hybrid
Электромотор гибридного автомобиля развивает мощность 88 кВт (118 л.с.) при 6000 об/мин и крутящий момент 240 Нм. Благодаря такой мощности только на электрической тяге Fusion Hybrid может разгоняться до 100 км/час, а постоянно высокий момент электрического двигателя делает ускорение автомобиля достаточно быстрым.
На гибридном автомобиле Ford Fusion используется весьма оригинальный двигатель внутреннего сгорания. Это рядный 2.0-литровый бензиновый мотор, работающий по циклу Аткинсона. Он развивает мощность 143 л.с. (при 6000 об/мин) и крутящий момент175 Нм (при 4000 об/мин). Тем не менее, силовая установка настроена таким образом, что она не может выдавать свыше 191 л.с. В роли коробки передач используется вариатор. Возможно, единственным недостатком Fusion Hybrid является уменьшенный с 62.5 до 51.0 л размер топливного бака. В связи с этим пробег без дозаправки гибридной версии не превышает пробег обычного автомобиля.
Для любителей совершать дальние поездки без остановки больше подойдёт Fusion Energi. Он отличается от описанной выше версии наличием возможности подзаряжать аккумулятор от розетки. Поэтому, если предварительно заправить топливный бак, а также полностью зарядить аккумулятор, можно будет проехать более 800 км. Расход бензина в этом случае составит примерно 2.4 л/100 км.
Ford Mondeo наконец-то добрался до Америки, где под именем Ford Fusion продаётся в течение года. Теперь вопрос в другом: когда Mondeo сможет вернуться обратно в Европу?
Правда, есть одно "Но". О том, что в Европе будут продавать гибридную версию Ford Mondeo, производитель заявлял официально. А вот о существовании модификации Mondeo Energi не было сказано ни слова. Зато в Европе была анонсирована версия с дизелем 1.6 ECOnetic. Кажется, "Фиеста" именно с таким мотором в этом году стала рекордсменом по части экономичности. Однако Energi и ECOnetic - это далеко ни одно и то же.
Впрочем, основная проблема заключается совсем в другом. Экономический кризис переместился из США в Европу. Как сообщали СМИ, из-за вероятного закрытия завода в Бельгии компания Ford Motor может перенести производство Mondeo на испанский завод в Валенсию. Если такое произойдёт, то запуск в серию Mondeo нового поколения может быть отложен чуть ли не до конца 2014 года. И вряд ли во Всеволжске новый автомобиль начнут собирать раньше. Во время первой попытки "глобализации" трудности у Mondeo возникли на пути из Европы в Америку, в ходе второй - по дороге в обратном направлении.
Фото: компания Ford Motor