Грани между категориями и типами легковушек быстро размываются. Трудно сказать, чем «переходник» (crossover) отличается от «спорт-хозяйственника» (SUV); и тот и другой - многоцелевые автомобили. Рядом с ними совсем не посторонними выглядят полноприводные «универсалы» с увеличенным дорожным просветом и высокой линией крыши, - скажем, Audi A4 allroad. А куда отнести 5-дверное купе-«переходник» - вроде EX37 от Infiniti? В компанию к высококлассному BMW 5-й серии GT, который обозначен как PAS (Progressive Activity Sedan – седан прогрессивной активности)? Риторические вопросы…
Надо сказать, новый X1 под бело-синим «пропеллером» нисколько не упрощает расстановку сил. Наоборот, только усугубляет: вслед за X5 и X3 еще один 5-дверный SAV (Sports Activity Vehicle - спортивно-активный автомобиль) – теперь в младшем классе? Представители BMW преподносят его скорее как «переходник», чем «вседорожник»; им виднее. Впрочем, какая разница, назвать ли X1 «спорт-хозяйственником» или «спортивно-активным автомобилем»? Главное в другом: отвечает ли очередная баварская модель чаяниям потенциальных покупателей? Что ж, и года не пройдет, как прояснится: в сентябре X1 дебютирует на IAA 2009 во Франкфурте, а ближе к зиме объявится у европейских дилеров. Тогда и поглядим.
Икс-философия
X-«единичка» создан на платформе 3-й серии (E90), а вовсе не 1-й. Самый компактный на сегодня из «переходников» BMW, по жизни автомобиль немаленький: колесная база у него один в один с нынешней «трешкой». Да и вообще за своеобразной внешностью X1 проступает полноприводный «универсал» Touring 3-й серии, слегка приподнятый над дорогой. Классический рецепт allroad от Audi, творчески доработанный баварскими автомобилестроителями. Разве что кузов SAV вылеплен заново – вместо того, чтобы воспользоваться готовой архитектурой «трешки» Touring. Так что же - сказал ли «спорт-хозяйственник» новое слово в автомобильном дизайне?
Да, выглядит X-«единичка» своеобразно – трудно отрицать. При том, что перед нами несомненно «биммер». По всем приметам, начиная с двойного выреза фирменного фальшрадиатора. И не ищите в легковушке знакомых очертаний «универсала» Touring; здесь скорее масштабированный Gran Turismo 5-й серии. Плюс кое-какие кузовные штамповки от X3, заметные на взгляд с «кормы». Баварская «икс»-философия в деле. Выраженная индивидуальность облика, а вот насколько притягательным он окажется для широкой публики, угадать сложно.
Довольно-таки тяжеловесный передок с мощным бампером переходит в удлиненный капотом (под который как влитая впишется рядная «шестерка»). Линия крыши хоть и приподнята против «универсала» Touring 3-й серии, но на добрые 13 см ниже, чем у X3. Нет, определенно не «вседорожник» (силуэт другой), хотя на «паркетника» вполне тянет. Многоцелевая легковушка увеличенной вместимости (и слегка повышенной проходимости); практичная вещь.
Двухобъемный X1 выглядит солидно, но изяществом линий не отличается.
Внутреннее пространство 5-местного «спортивно-активного автомобиля» организовано в том самом гибко вариабельном ключе, который так характерен для современных «переходников». Вместимость багажного отделения при полной посадке по местам – 420 л DIN, причем вертикальная установка спинки (делимая – из 3-х частей) заднего дивана увеличивает емкость отсека до 490 л. Ну а если сложить сиденья 2-го ряда «в пол», то погрузочное пространство достигает 1350 л. Плюс ящик для мелкой поклажи под полом багажника; в целом вполне достаточно для средней семьи – почти во всех случаях жизни.
Кокпит в спортивном ключе перекликается с Z4. И конечно же, маховичок iDrive на центральной консоли.
Впечатляет передняя панель, развернутая «лицом» к водителю. Ее композиция навеяна оформлением «кокпита» у нового купе-родстера Z4 – в спортивном ключе. В списке опций – застекленный люк в крыше: больше дневного света в просторном салоне. Релинги на крыше тоже идут за доплату, тогда как, например, «климат-контроль» - в «штатном» пакете. И многое другое.
Вместительное и гибко вариабельное погрузочное пространство.
Корпоративная комбинаторика
Гамма двигателей X1 целиком снята с длинной «полки» проверенных силовых агрегатов BMW. Компактный SAV первой очереди предлагается с 4-цилиндровым 2-литровым Advanced Diesel (в вариантах настройки) - или с бензиновой «шестеркой» рабочим объемом 3 л. Так, в исполнении xDrive18d «спортивно-активный автомобиль» комплектуется 143-сильным 16-клапанником на тяжелом топливе, тогда как на шасси xDrive20d та же «четверка» выдает до 177 л.с. при 4 тыс. оборотов. Ну а для xDrive23d дизель с двойным наддувом (агрегат BorgWarner) настроен на 204 силы при 4400 мин-1; наибольший крутящий момент – все 400 Нм. Самый крутой из 2-литровых двигателей с воспламенением от сжатия в мире!
Под капотом xDrive28i монтируется бензиновая 24-клапанная «шестерка» – неновая (хотя и по-прежнему передовая) конструкция с ГРМ Valvetronic. Ее максимальная мощность – 258 л.с. при 6600 мин-1, наибольший крутящий момент – 310 Нм. Двигатели стыкуются с ручной 6-ступенчатой КПП, в виде опции идет также 6-скоростной гидромеханический «автомат» Sport (допускающий принудительное управление с подрулевых переключателей). Насчет новой «роботизированной» DKG (2 сцепления, переключение без разрыва потока мощности) речь пока не идет.
В пакете с ручными КПП предлагается устройство Auto Start-Stop, которое глушит двигатель при каждом удобном случае. Между прочим, впервые в серии X. Предусмотрена также система Brake Energy Regeneration: альтернатор работает на полную мощность преимущественно при замедлении автомобиля и тем самым рекуперирует какую-то долю его кинетической энергии в аккумуляторе. Фирменная линия EfficientDynamics.
X-«единичка» выйдет на рынок как в задне-, так и в полноприводном исполнении. Ничего нового: варианты трансмиссии заимствуются у 3-й серии (или у X3 – одно и то же). Свободное комбинирование корпоративных агрегатов и узлов (а их разнообразие у BMW практически неограничено). Полноприводные X1 комплектуются всесторонне проверенной трансмиссией xDrive: автоматическое подключение переднего моста посредством электронноуправляемой многодисковой муфты. Несложное, но вполне работоспособное устройство.
По ходовой X-«единичка» унифицирована с той же «трешкой», так что спереди у «переходника» типовая для легковушек BMW подвеска McPherson. Задняя подвеска на двойных поперечных рычагах («пространственная» схема); винтовые пружины, поперечные стабилизаторы. Резина размером 225/50R монтируется на 17-дюймовые легкосплавные обода (за доплату идут колеса и покрупнее калибром), дорожный просвет – почти 19,5 см. Реечный рулевой механизм работает с сервогидроусилителем, «баранка» делает 3,2 оборота от упора до упора. Тормоза, само собой, дисковые (вентилируемые) - диаметром 312/300 мм у скромного xDrive18d. И 348/336 мм у динамичного xDrive28i; серво-«бустер», ABS, DTC («трэкшн-контроль»), DSC (электронная программа стабилизации автомобиля). Баварская техника.
Полноприводная трансмиссия xDrive проверена годами эксплуатации.
Первое знакомство
Европейские автообозреватели уже успели пообщаться с новым «биммером» на ходу - пусть и в предсерийном исполнении. В полноприводной версии xDrive23d: мощный турбодизель в паре с 6-скоростной АКПП. Отмечается удобная, слегка приподнятая посадка водителя, открывающая свободный обзор вперед – в стороны. Тогда как задняя обзорность оставляет желать лучшего; нередкое для «универсалов» и «хэтчбеков» осложнение.
Во 2-м ряду взрослые пассажиры устраиваются вполне комфортно, - если вдвоем. Сесть можно и втроем, однако в дальних поездках такой расклад может оказаться утомительным. (Тем более, что заднее сиденье показалось обозревателям низковатым, а его подушка – слишком плоской). Ход у X1 ровный – даже на дорожном покрытии, далеком по качеству от усовершенствованного. «Заряженный» турбодизель удачно согласован с АКПП и легко тянет X-«единичку», причем работает исключительно ровно и малошумно. При скорости около 120 км/ч он крутится на VI под 2,5 тыс. оборотов и в салоне едва слышен.
Многофункциональная «баранка» правильно нагружена обратной связью – в самый раз. Полноприводная трансмиссия обеспечивает надежное сцепление колес с ходовой поверхностью, и управляется «переходник» как иной спорт-седан. Боковые крены в виражах на удивление невелики; в общем и целом в поведении нового «биммера» заметна разница с X3 – в лучшую сторону. Тогда как по грунтовым дорогам – с ухабами и разбитой колеей - «спортивно-активный автомобиль» идет почти столь же уверенно, что и X-«трешка». Примите к сведению.
Длина X1 - 4454 мм, ширина – 1798, высота – 1545; колесная база – 2760 мм, колея - 1500/1529. У автомобиля удовлетворительная (для «переходника») аэродинамика: коэффициент сопротивления воздуха - 0,33. При лобовой площади 2,34 аэродинамический фактор равен 0,77; не особенно выигрышно.
Снаряженный вес xDrive18d – от 1615 кг, xDrive28i с мощной «шестеркой» тянет по меньшей мере на 1685 кг. Умеренно для полноприводной легковушки такого класса, и динамика «спортивно-активного автомобиля» вполне соответствует замыслу. Так, xDrive23d с 6-ступенчатой «ручкой» способен разогнаться с места до 100 км/ч за неплохие 7,3 сек. Объявленная максимальная скорость – 205 км/ч, средний расход тяжелого топлива (EU) – какие-то 6,3 л на 100 км пробега. EfficientDynamics в действии - неотразимо для европейских поклонников немецкой марки.
xDrive28i набирает «сотню» и вовсе за 6,8 сек., причем максимальная скорость – те же 205 км/ч – ограничена электроникой. Ну а расход горючего (в литрах бензина) едва ли не в 1,5 раза выше, чем у xDrive23d, – в среднем 9,4 л на 100 км пути. Хотя для легковушки такого типа и класса совсем не много. Интересный автомобиль; новый «биммер» готовится к выпуску на заводе BMW в Лейпциге. А его рыночный успех во многом зависит от того, как X-«единичка» соотнесется в цене с A4 allroad от Audi. Два «спорт-хозяйственника» явно окажутся в остро конкурентной ситуации, и верх возьмет не то, чтобы сильнейший, а скорее всего сравнительно доступный (в денежном выражении). И экономичный по топливу.
Новый "биммер" узнаваем и на взгляд с "кормы".
Фото BMW.