На вызов Porsche со спорт-«вседорожником» Cayenne баварские автомобилестроители ответили не сразу, но асимметрично – и вывели в свет бесподобный X6. Новую модель обозначили как Sports Activity Coupe; перевод по вкусу. Скажем, 5-дверное «купе-вседорожник»; как считаете? Во всяком случае тут не чистопородный GT и не типовой «паркетник», а переходная форма от одного к другому. Или наоборот…Что ж, метисы порой отличаются исключительной жизненной силой и способностями; не тот ли случай и здесь?
Дело не в том, в какую графу отнести легковушку; главное – ее профильные качества. И как же показал себя «икс» 6-й в ходе испытательных поездок? Познакомьтесь с мнениями профессиональных автообозревателей – и с количественными оценками, которые они выставили новой модели. Возможно, вы согласитесь не со всеми из них…
Внешность обманчива
При личном знакомстве X6: выглядит прямо-таки огромным, хотя на деле он не многим крупнее, чем «икс» 5-й. Громоздкий, но не лишенный выразительности: будто спорт-купе 6-й серии, изрядно растянутому по колесной базе и заметно придавшему в «плечах», добавили пару-тройку дверей - и приподняли над ходовой поверхностью. Наверное, плавные и стремительные очертания необычного «переходника» (crossover) как раз и придают ему особый масштаб, переоценить который не так легко.
В виражах "икс" 6-й смотрится сильно. И превосходно управляется.
Стилистикой занимался французский дизайнер Pierre Leclerq: он стремился зрительно отстроить «вседорожное» купе от родственного X5. Вот и получилось: тренированный атлет-многоборец в нешуточной весовой категории. Колоссальный автомобиль – от массивных покрышек на стильных 19-дюймовых колесах до крупнокалиберных выхлопных патрубков в заднем бампере. А прототип Audi Sportback, обнародованный в январе на NAIAS 2009, после знакомства с новым «биммером» воспринимается, миль пардон, уже как нечто вторичное. Deja vue: еще одно 5-дверное «купе». Посадите Sportback несколькими сантиметрами выше над дорогой - и…
Спортивный профиль с покатой линией крыши стОил удобства посадки во 2-м ряду…
Оформление «кокпита» X6 по импозантности нисколько не уступает наружному облику автомобиля; класс во всем. Обтянутая кожей «баранка» сама ложится в руки, а довольно высокая посадка водителя открывает прекрасную обзорность вперед и дает ощущение полного контроля над дорогой. Именно вперед, так как обзорность назад у «купе-вседорожника» никакая. Хотя тыльное окно совсем не маленькое, наклон стекла – в стиле GT - столь сильный, что взгляд назад упирается как в смотровую щель БМП. Телекамера заднего обзора здесь не роскошь, а необходимость. Мало того, под покатой крышей сзади не слишком-то просторно для рослых пассажиров. То есть, по ширине на уровне плеч и пространству для ног посадочные места во 2-м ряду скроены с запасом, но гордо держать голову - при росте за 180 см – уже не получается.
Гармоничное оформление и первоклассная отделка интерьера. На центральной консоли маховичок iDrive - в нагрузку.
Трагикомедия: грандиозный автомобиль с посадочной формулой 4. Едва ли не 2+2; насчет 3-го ряда сидений нечего и вспоминать… О такой легковушке не скажешь, что «внутри она больше, чем снаружи». Таки да, купе GT – даром, что дверей 5 и дорожный просвет как у иного «вседорожника». Погрузочное пространство – при всей его вариабельности – тоже не особенно велико и мелковато по высоте. Так что говорить о практичности «икс» 6-го не приходится: вторая (а лучше 3-я) машина в немаленьком семейном гараже.
Широкий "хэтч" открывает доступ к вариабельному погрузочному пространству. Однако обольщаться насчет его вместимости не следует.
Вместе с тем, водителю и переднему пассажиру тут предоставлен 5-звездочный комфорт и все мыслимые удобства. Перечислять «штатное» комфортно-развлекательное оснащение абсолютно бессмысленно: all included. Причем помимо стандартного оснащения есть еще и список опций… А кроме того, продвинутая техника безопасности: 6 «подушек» и «занавесок», пояса с преднатяжителями и ограничителями усилий, «активные» подголовники, крепления детских сидений Isofix. «Икс» 6-й задуман с претензией, и по первому впечатлению, его создателям многое удалось. Хотя и не все.
Активный характер
Линейная динамика «вседорожного» купе не оставляет желать лучшего – особенно в top-версии xDrive 50i с V-образной «восьмеркой» Twin Turbo. Прижимаете «гашетку» и упиваетесь безумием разгона - едва ли не Cayenne Turbo. Высокая посадка водителя слегка скрадывает впечатление скорости, и под рокот мощного двигателя интенсивное ускорение продолжается аж до 250 км/ч, когда его наконец пресекает электронный ограничитель.
«Недорогой» xDrive 35i с 3-литровой бензиновой «шестеркой» тоже показал неслабую приемистость. Так, дистанцию в 1/4 мили (402 м) он прошел с места за 14,5 сек., скорость в конце отрезка – 153+ км/ч. Ему мало в чем уступает xDrive 35d c тяговитым 6-цилиндровым турбодизелем. Правда, если сильно нажимать, то «на низах» в звучании дизеля проступают довольно-таки ворчливые ноты. Однако в «крейсерском» режиме – даже на приличной скорости – он работает мягко и ровно. И кроме того, исключительно сдержан в расходе горючего.
Крены в виражах у «икс» 6-го невелики, руль «прозрачный» и точный, а широченные спорт-покрышки Dunlop SP SportMax прекрасно держат дорогу. Субъективные впечатления подтверждаются стандартным упражнением на «круговой площадке» (skid pad). Забавно, что обозреватели не удосужились испытать «вседорожное» купе на грунте; впрочем, счастливые обладатели таких автомобилей ездят по дорогам с усовершенствованным покрытием. А вот погонять X6 связками узких виражей…
Трудно поверить, но xDrive 35i показал на skid pad боковое ускорение в 0,86 g; высоко посаженный «спорт-хозяйственник»! Редкая из легковушек может похвастать таким держанием дороги (хотя, например, ниссановский супер-спорт GT-R способен и на 0,96 g). И еще одно типовое упражнение – «восьмерка MT»: скромный xDrive 35i исполнил «фигурку» за 26,2 сек. Разумеется, не GT-R, который проходит ее за 24,3 сек. Однако же «биммер» выступил на 0,16 сек. лучше, чем Porsche Cayenne S (у тех же самых обозревателей) с 4,5-литровой «восьмеркой». И на 0,2 сек. быстрее, чем спорт-купе Bentley Continental GT с 6-литровым bi-турбомотором…
Сказывается правильная «развесовка» по осям и совершенство ходовой, свой вклад вносит также полноприводная трансмиссия Xdrive. Мало того, X6 оснащен новейшей системой DPC, управляющей вектором тяги на задней оси. Система работает быстро и мягко; вы не заметите ее вмешательство. Кто знаком с «икс» 5-м II поколения (еще без такого наворота), увидит заметную разницу в поведении машин. В пользу «вседорожного» купе, разумеется. И тормоза прекрасные: со скорости 96,5 км/ч (60 миль) «икс» 6-й останавливался, по испытаниям, на дистанции 35 с небольшим метров; лучше нереально.
Интересно, что покажут сравнительные испытания в паре с Cayenne? Очень уж хорош новый баварский «спорт-хозяйственник» в деле. Вдобавок у него на редкость плавный и ровный ход: энергоемкая подвеска надежно поглощает даже и немалые дорожные неровности. А эффективная звукоизоляция подавляет всякого рода шумы – разве что мощные покрышки прослушиваются. Незаурядный автомобиль; осталось понять, для кого и для чего он предназначен.
Плюсы и минусы
Как обычно, обозреватели выразили свои впечатления в количественных оценках – по ряду позиций. Взгляните, что получилось:
Внешность – 9 балла (из 10 возможных). На взгляд, X6 производит сильное впечатление – особенно на тех, кому нравится покрупнее. Не заметить такой в транспортном потоке невозможно; «хорошо».
Держание дороги и управляемость – 10. В виражах «икс» 6-й идет как спорт-«хэтчбек» - при его-то массе и высоте центра тяжести! Великолепные ходовые качества; «отлично».
Динамика – 8. Понятно, что наилучшую приемистость дает 4,4-литровая «восьмерка» с bi-турбонаддувом. А кто небезразличен к расходу горючего, выберет xDrive 35d с мощной турбодизельной «шестеркой»: динамика тоже ничего себе. «Хорошо».
Комфорт и оснащение – 8. Изрядная масса гарантирует ровный и плавный ход, а качественная звукоизоляция подавляет ненужные шумы. И комфортно-развлекательное оснащение никого не разочарует; «хорошо».
Безопасность и защита – 6. «Икс» 5-й II поколения и X6 еще не проходили испытания Euro NCAP «на удар», но наверняка покажут неслабые результаты. Вот только с защитой пешеходов у высоко посаженных автомобилей сложности… Техника безопасности на уровне; авансом «удовлетворительно».
Качество и надежность – 9. У изделий BMW – особенно такого класса как X6 – солидная репутация. Качество изготовления и сборки тест-машины не вызывает нареканий, интерьер отделан по высшему разряду. «Хорошо».
Внутреннее пространство – 6. Обычно в легковушке таких габаритов водителю и пассажирам просторно и удобно. Тогда как во 2-м ряду «икс» 6-го пространство над головой ограничено покатой крышей; «удовлетворительно».
Эксплуатационные расходы – 7. Цену за X6 запрашивают в пределах разумного, и расход горючего не слишком велик – особенно в исполнениях с турбодизелем. Тем не менее, текущие издержки высоки: страховка, налоги, обслуживание и ремонт. «Удовлетворительно».
В плюсе:
- великолепные ходовые качества;
- спортивный облик;
- тяговитость и ровная работа турбодизеля.
В минусе:
- ограниченная вместимость, стесненная посадка во 2-м ряду;
- неважная обзорность назад;
- высокие эксплуатационные издержки.
Общая оценка – 8 баллов (из 10 возможных). У новой баварской модели целостный облик – и противоречивая натура. При внешней привлекательности и замечательных ходовых качествах X6 абсолютно непрактичен.
Вердикт: Хорошо. Такие автомобили нередко называют многоцелевыми; к сожалению, баварское «вседорожное» купе ни в какую цель не попадает.
Справка-объективка. Новый X6 создан на платформе «икс» 5-го II поколения: колесная база у них миллиметр в миллиметр. И техника общая – в том числе силовые агрегаты. В линейке цельноалюминиевых двигателей пара бензиновых и 3-литровый дизель (в 2-х версиях). Базовый xDrive 35i комплектуется рядной 3-литровой «шестеркой»: с непосредственным впрыском бензина в камеры сгорания и bi-турбонаддувом она развивает до 306 л.с. при 5800 мин-1, наибольший крутящий момент – 400 Нм.
А для top-исполнения xDrive 50i предназначена V-образная 32-клапанная «восьмерка» Twin Turbo рабочим объемом 4,4 л – та же самая, какую получил новый седан 7-й серии (тип F01). Как и «шестерка», с непосредственным впрыском бензина и 2-я турбокомпрессорами. Однако конструкция уникальная: выпускные коллекторы, турбокомпрессоры и каталитические нейтрализаторы установлены не по сторонам блока цилиндров (как обычно), а сверху - в его развале. А впускные каналы выведены из головок блока в стороны – шиворот-навыворот. Серьезные преимущества: во-первых, выпускные каналы (облицованные керамикой) получились предельно короткими. Отработанные газы не успевают остыть и поступают на турбины горячими; меньше потери энергии. Во-вторых, выпускным трубопроводам удается придать в развале правильную конфигурацию - так, чтобы выхлопные импульсы не накладывались в коллекторах друг на друга и не мешали наполнению цилиндров свежей топливовоздушной смесью.
Уникальная "восьмерка" с парой турбокомпрессоров в развале блока цилиндров.
В результате V8 выдает до 408 л.с. 5500 мин-1, наибольший крутящий момент – 600 Нм в диапазоне 1750-4500 оборотов. Монстр тяги – вполне под стать колоссальному «спорт-хозяйственнику». Плюс 24-клапанный 6-цилиндровый турбодизель: в варианте с двойным наддувом (система BorgWarner) его максимальная мощность - 286 л.с. при 4400 мин-1. Наибольший крутящий момент – 580 Нм; бесподобный агрегат. В соответствии с фирменной стратегией Efficient Dynamics двигатели оснащены устройством «старт-стоп», которое глушит их при каждой паузе в работе; в городском режиме экономия нескольких процентов горючего. Во всех исполнениях X6 комплектуется 6-скоростным гидромеханическим «автоматом», который допускает принудительное управление – с подрулевых переключателей. И никаких «ручек».
Тяга двигателя транслируется через трансмиссию Xdrive: электронноуправляемая многодисковая муфта автоматически подключает передний мост - по условиям движения. И поскольку межосевого дифференциала здесь нет, то подключения возможны только кратковремеными импульсами – иначе пострадает управляемость автомобиля в виражах. По сведениям пресс-релизов, в обычном режиме на переднюю ось уходит до 40% крутящего момента. А при жесткой блокировке (муфта зажата полностью) порой – в зависимости от сцепления колес с ходовой поверхностью – и все 100%. Диапазон, однако. Если Xdrive – проверенная техника, то система DPC (Dynamic Performance Control – динамическое управление вектором тяги) предлагается баварскими автомобилестроителями впервые. В заднем мосту «икс» 6-го работает «активный» дифференциал ZF Vector-Drive: устройство с планетарными рядами и многодисковыми муфтами. Примерно то же самое, что Mitsubishi уже годами применяет на высокодинамичных Lancer Evo (под названием AYC), но в ином конструктивном исполнении. Действует как надо.
Под контролем электроники дифер DPC перебрасывает крутящий момент с левого заднего колеса на правое – и наоборот. По обстановке; тем самым активно регулируется поведение автомобиля – его «рыскание» на криволинейной траектории. Так, при входе в вираж тяга перераспределяется, во-первых, преимущественно в пользу 2-й оси. Во-вторых, к наружному (по отношению к повороту) заднему колесу: недостаточная поворачиваемость подавляется, и машина охотно заруливает в вираж. А при выходе из поворота – обратные действия; массивный «спорт-хозяйственник» управляется как компактная «горячая» легковушка.
Хитроумный задний дифференциал ZF Vector-Drive позволяет играть распределением крутящего момента по бортам. Активное управление "рысканием" автомобиля.
Подвеска «по кругу» на двойных поперечных рычагах и винтовых пружинах. Кинематически совершенная конструкция – как у современного «икс» 5-го и новой «семерки» – способствует плавности хода и замечательной управляемости. А за доплату «вседорожное» купе комплектуется пакетом AdaptiveDrive – с «активными» поперечными стабилизаторами и амортизаторами регулируемой жесткости. Резина 255/50R монтируется на 19-дюймовые колеса, так что у «икс» 6-го реальный дорожный просвет – 212 мм. Руль реечный (если угодно – замечательный механизм AFS с переменным передаточным числом), «баранка» делает 3,2 оборота от упора до упора. X6 оснащен мощными тормозами с вентилируемыми дисками диаметром 365 мм (спереди) и 345 (сзади) – для «младших» исполнений. Тогда как xDrive 50i комплектуется 385-миллиметровыми роторами; динамичную массу как-то надо останавливать.
Длина «икс» 6-го - 4877 мм, ширина – 1983, высота – 1690; колесная база – 2933 мм, колея - 1644/1706. Габаритный автомобиль. И массивный: снаряженный вес xDrive 35i – от 2145 кг (при «развесовке» по осям примерно 49,5/50,5%). Тогда как xDrive 50i тянет уже на 2265 кг (и «развесовка» похуже – 51,9/48,1%); значит, и управляемость… При полной посадке по местам вместимость багажника – 570 л, а при сложенных задних сиденьях погрузочное пространство увеличивается до 1450 л. Не слишком много для «спорт-хозяйственника» такого калибра.
Аэродинамика посредственная: коэффициент сопротивления воздуха у xDrive 35i - 0,34 (у xDrive 50i еще хуже). При лобовой площади 2,82 м2 аэродинамический фактор равен 0,96 (у не самого обтекаемого VW Golf - 0,69). Так что его скоростные возможности приятно удивляют: с места до 100 км/ч xDrive 35i способен разогнаться за какие-то 6,7 сек. Объявленная максимальная скорость – 240 км/ч, а средний расход бензина (EU) – меньше 11 л на 100 км пробега.
xDrive 50i с мощной «восьмеркой» набирает «сотню» за 5,4 сек. – чуть хуже, чем Cayenne Turbo. Зато бензина расходует в среднем на 16% меньше – всего лишь … 12,5 л на 100 км пути. Впрочем, есть еще xDrive 35d с 286-сильным турбодизелем, который сжигает в среднем какие-то 8,3 л тяжелого топлива на 100 км. При том, что до 100 км/ч может ускориться быстрее, чем за 7 сек.; если у вас нет аллергии на специфический выхлоп…
Понятно, что «икс» 6-й – недешевая машина. Хотя и в разумных пределах; так, в США за xDrive 35i запрашивают от 53 (с небольшим) тыс. долл. Тогда как тест-машина обошлась почти в 64,5 «штуки»; многовато опций.
Особое мнение. X6 вышел в свет в прошлом году – как раз под мировой финансово-экономический кризис. Который ярко высветил несвоевременность классного, но громоздкого и малопрактичного «спорт-хозяйственника». Так ведь проектирование новой модели началось 4-5 лет назад – на фоне бурного экономического процветания, когда нынешние неприятности никому и в голову не приходили.
У BMW подзадержались с «икс» 6-м на пару лет – и угодили под спад спроса на полногабаритные автомобили. И напротив, в начале 80-х замечательное «вседорожное» купе от American Motors на десятилетие опередило свое время. И Пьер Леклерк работал над дизайном «икс» 6-го будто под впечатлением от Eagle Liftback SX/4, который вышел в свет 28 лет назад. Рядная 4,2-литровая «шестерка» максимальной мощностью 118 л.с. (SAE «нетто») – и постоянный полный привод Quadra-Trac; в те годы ничего подобного не знали. И что же? К 1988 AMC приказала долго жить – вместе с необыкновенной моделью.
Необыкновенный Eagle Liftback SX/4 от AMC появился 28 лет назад. Прообраз баварского "вседорожного" купе?
Вот так – слишком рано или, наоборот, поздновато; в любом случае не ко времени. Однако какой-то спрос «икс» 6-х все равно найдет: маркетологи выделяют особую категорию состоятельных покупателей, падких на интересные новинки потребительского рынка. Их так и называют - early adopters; «первоприобретатели» есть и среди россиян. Автомобиль как знак статуса: скоро бесполезные и неотразимые «вседорожные» купе появятся на улицах. И не только на столичных.
Обзорность назад ограничена наклоном тыльного стекла.
Фото AMC, BMW.