Непостижимы пути кооперации в большом мире автомобилестроения. Кому из потенциальных покупателей придет в голову, что очаровательный «хэтчбек» MiTo, вышедший в свет под славной маркой ALFA Romeo, - всего лишь перелицованный фиатовский Grande Punto? Или что новый фордовский Ka и FIAT 500 – близнецы-«братья»? Хотя ведь и секрета никто не делает…
Занятно, что у Ford Europe сочли разумным заимствовать для Ka II поколения платформу 500-го «фиата» (вместе с силовыми агрегатами). Тогда как 12 лет назад Ka создавался на собственной корпоративной основе – как «короткий» Fiesta образца 1989. Надо сказать, первая модель завоевала широкое признание и разошлась в количестве 1 млн 460 тыс. экземпляров! А теперь несомненный успех у FIAT 500; спрашивается, отчего же не присоединиться?
Однако тут и другой вопрос ставится: а как смотрится фордовская версия 500-го в деле – против оригинала? Давайте посмотрим, что скажут профессиональные автообозреватели. Они знакомились с тем и с другим – им и карты в руки
Узнаваемый облик
Поразительно, до чего Ka II похож на новую «фиесту»! Фордовские дизайнеры постарались: требовалось, чтобы в облике малого автомобиля проступала фирменная философия kinetic design, а вовсе не стилистические решения FIAT. Профессионалы знают свое дело: при взгляде спереди вы безошибочно примете новый Ka за «фиесту». Или наоборот: та же веселая «мордашка» с раскосыми «глазами» светоблоков – и разинутая пасть фальшрадиатора. Хоть и пасть, а никакой агрессивности – вроде задорного щенка, который так и норовит больно укусить хозяина за ногу.
Ka II создан на платформе, общей с FIAT 500, однако похож на новую "фиесту".
Анфас, тогда как в профиль сразу видно, что к чему. Короткая колесная база Ka, куцый задний свес – даже в сравнений с не особенно длинной «фиестой». Компактный «городской» автомобильчик, и он в самом деле как дома в обстановке мегаполиса.
А внутри проступает родственное сходство с «фиатом» 500. Архитектура передней панели явно оттуда, хотя дизайнеры всячески стремились замаскировать ее происхождение. Впрочем, смотрится «кокпит» интересно и привлекательно, тогда как технологические обстоятельства, скрытые за его оформлением, потенциальных покупателей мало волнуют. Компактный Ka на диво удачно скроен – и крепко сшит. И материалы отделки интерьера подобраны неплохо, - хоть и не всюду на уровне. Пластик местами заметно поплоше, чем в салоне Fiesta, - так ведь и классы у них разные.
В архитектуре передней панели проступает дизайн FIAT: смотрится неплохо.
Новый Ka обозначен как 4-местный автомобиль: во 2-м ряду только 2 сиденья. Причем там реально устраиваются двое взрослых, - если они не особенно высокие. Сам за собой пассажир ростом в 180+ см усаживается «в натяг»: в заднем ряду маловато места для ног – и потолок давит на голову. Тогда как на передних сиденьях просторно и удобно, причем регулировки (в не самых скромных исполнениях подушка передвигается по высоте) позволяют водителю той или иной комплекции найти правильную и удобную посадку.
Информационно-развлекательное и комфортное оснащение в «штате» Ka II откровенно бедненькое. Особенно в базовых исполнениях: скажем, Studio идет без кондиционера – и дверные стекла на «веслах». Спинки задних сидений хотя и складные, но не делимые; экономия на всем. Вместе с тем, есть исполнения подороже: Style, Style+ и классный Zetec. Плюс список опций; как обычно, вопрос цены.
Техника «пассивной» безопасности тоже небогатая – в сравнении с FIAT 500. Так, Ka Studio комплектуется лишь парой передних «подушек», тогда как у «фиата» есть еще и 2 боковые, а также «занавески» и подколенная «подушка» для водителя. Придется доплачивать за жизненно значимые опции. Кстати, новый Ka уже прошел испытания Euro NCAP «на удар». С неплохими результатами: 4 «звезды» по защищенности пассажиров. А также 3 «звезды» по безопасности детей и 2 (из 4) – по защите пешеходов. Однако же слабее, чем FIAT 500, который получил все 5 «звезд» в первой номинации. Вот и судите.
Одаренный малыш
Вождение Ka доставляет истинное удовольствие: исключительная точность рулевого механизма, цепкое держание дороги и на редкость живая управляемость. Другой малый автомобиль с такими ходовыми качествами найти нелегко.
У Ford Motor основательно поработали с подвеской модели 5-летней давности (FIAT Panda); секреты фирмы. А в результате Ka на ходу отзывчивей на работу «баранкой» и на «газ», идет ровнее и меньше кренится в быстрых виражах. «Хэтчбек» прецизионно чертит заданную траекторию – даже на мокрой и скользкой дороге. И только если откровенно перегнуть палку, передок начинает выкатываться наружу. А тогда достаточно прибрать «газ», - и машинка проявляет легкую избыточную поворачиваемость. Ka послушно и предсказуемо вписывается в поворот.
Ходовая у Ka II та же самая, что у FIAT Panda. А вот настройки фордовские.
В исполнении с бензиновым 8-клапанником руль заметно «прозрачнее», чем у автомобиля с турбодизелем. Неудивительно, если принять в расчет 115 кг разницы в снаряженном весе (причем вся она приходится на переднюю ось). В любом случае ничего похожего на неровную обратную связь на «баранке» FIAT 500, хотя конструктивно механизмы один в один. И плавность хода у «фордика» намного лучше, чем у «фиата» с его бескомпромиссно жесткой подвеской. Не нужно ехать далеко, чтобы оценить комфортную фордовскую настройку. Подвеска Ka справляется даже и с довольно крупными неровностями – не хуже многих легковушек гораздо выше классом. Способный «малыш».
А вот разгонная динамика – не самый сильный козырь нового «фордика». Особенно в исполнениях с 69-сильным бензиновым мотором, который нужно нещадно крутить, чтобы поддерживать нормальный темп движения на шоссе. А тогда приходится мириться с жестковатым «саундтреком», проникающим в салон от перенапряженного силового агрегата. Впрочем, в транспортном потоке мегаполиса тяги 1,24-литрового двигателя обычно хватает – ведь Ka и задуман как «городской» автомобиль. Замечательный Multijet тянет веселей, – и он заметно экономичней. К сожалению, с продвинутым турбодизелем Ka намного дороже (на 1550 евро – плюс добрые 15% к цене не самого скромного исполнения), чем с простеньким 8-клапанником. За все приходится платить.
Сочтемся баллами
После личного знакомства с автомобилем наступает время подведения итогов. Количественный расклад по Ka II получился такой:
Внешность – 3 балла (из 5 возможных). Стильная машинка, однако дизайнеров по рукам и ногам связывало условие использования основных кузовных штамповок 500-го «фиата». И что-то от обаяния первого Ka утрачено; «удовлетворительно».
Держание дороги и управляемость – 5. Здесь Ka заметно превосходит фиатовского «собрата» по платформе. Другой малый автомобиль с такими ходовыми качествами поискать; «отлично».
Комфорт и оснащение – 3. Плавность хода Ka лучше, чем у FIAT 500, однако информационно-развлекательное и комфортное оснащение базовых исполнений крайне небогатое. И посадка сзади не особенно просторная; «удовлетворительно».
Динамика – 2. Бензиновый 1,24-литровый 8-клапанник слабоват и перенапрягается при активном вождении. Турбодизель Multijet интересней, но и намного дороже; «неуд».
Безопасность и защита – 3. Техника «пассивной» безопасности откровенно бедная – особенно в базовых исполнениях. Результаты испытаний Euro NCAP «на удар» неплохие, хотя и слабее, чем у 500-го «фиата». «Удовлетворительно».
Качество и надежность – 4. Впечатление солидного качества изготовления и сборки. И вообще фордовские изделия в последние годы заслужили вполне приличную репутацию; «хорошо».
Внутреннее пространство – 3. На передних сиденьях Ka II довольно просторно, однако во 2-м ряду рослые пассажиры стеснены. И вариабельность погрузочного пространства в базовых исполнениях ограничена; «удовлетворительно».
Эксплуатационные расходы – 5. Ka II экономичен по топливу – особенно с турбодизелем Multijet. Издержки по обслуживанию тоже сравнительно невелики; «отлично».
В плюсе:
- живая управляемость;
- ровный ход;
- невысокие текущие издержки.
В минусе:
- слабый бензиновый 8-клапанник;
- бедное оснащение базовых версий;
- тесноватые для взрослых посадочные места сзади.
Общая оценка - 4 балла (из 5 возможных). Привлекательный «городской» автомобильчик, «близнец» 500-го «фиата». Он сохранил лишь некоторые из стилистических признаков первого Ka, тогда как целостный облик создан заново.
Вердикт: рекомендуется. Ka превосходит 500-го по ходовым качествам, но уступает ему во внешней привлекательности и классе оснащения.
Справка-объективка. Ka II построен на платформе FIAT 500, который – в свою очередь – создан на основе уже далеко не нового Panda. И силовые агрегаты у них всех фиатовские (хотя и с фордовскими «шильдиками»). Тем самым все сказано: 1,24-литровый бензиновый 8-клапанник, а также замечательный турбодизель JTD Multijet рабочим объемом 1,25 л – с 16-клапанным газораспределением. Максимальная мощность бензиновой «четверки» - 69 л.с. при 5500 мин-1. TDCi развивает до 75 сил при 4 тыс. оборотов; оба двигателя стыкуются с ручной 5-ступенчатой КПП.
С ходовой тоже никаких неожиданностей: спереди подвеска McPherson, сзади – на сопряженных продольных рычагах; винтовые пружины. Типовая конструкция, однако, если верить обозревателям, фордовская настройка оказалась интересней фиатовской. Так, подвеска Ka II оснащена поперечным стабилизатором не только спереди, но – в отличие от 500-го – также и сзади. Нехитрое усовершенствование позволило выбрать пружины помягче – и по-другому калибровать амортизаторы. Результат налицо. Что ж, у «синего овала» колоссальный опыт подготовки легковушек к автоспортивным состязаниям; сказывается.
Катится Ka на внушительных покрышках размером 195/50R15 – примерно как у «волги» ГАЗ 3110. Причем за доплату монтируются и 16-дюймовые колеса… Рулевой механизм «шестерня–рейка» работает с электросервоусилителем (3 оборота «баранки» от упора до упора). Тормоза спереди с вентилируемыми дисками (диаметром 240 мм), сзади барабанные – так дешевле. Само собой, ABS, однако ESP предлагается только за доплату.
Длина 3-дверного «хэтчбека» - 3620 мм, ширина – 1658, высота – 1505; колесная база – 2300 мм, колея - 1414/1408. Вместимость багажника при полной посадке по местам – всего 225 л. Но если сложить спинки задних сидений, то погрузочное пространство увеличивается до порядочных 745 л. Аэродинамика у малого «форда» посредственная: коэффициент сопротивления воздуха - 0,337. И при лобовой площади 2,11 м2, аэродинамический фактор равен 0,71; хуже, чем у «гольфа» VI (который гораздо габаритней – и тоже не образец обтекаемости). Снаряженный вес Ka – от 940 кг (с бензиновым 8-клапанником). Тогда как с турбодизелем «малыш» тянет уже на 1055 кг – по меньшей мере.
С 69-сильным 8-клапанником новый Ka способен разогнаться с места до 100 км/ч за 13,1 сек. Объявленная максимальная скорость – 159 км/ч, средний расход бензина (EU) - 5,1 л на 100 км пробега. Динамика с турбодизелем Multijet не хуже, а средний расход тяжелого топлива – лишь 4,2 л на 100 км пути. Тот самый вариант, - если бы не цена.
Фиатовский турбодизель JTD Multijet на шасси Ka обозначен TDCi.
Ka II выпускается на заводе в польском городе Tychy – там же, где и 500-й «фиат». Общий проект и совместное предприятие Ford Europe и FIAT S.p.A – с интересными результатами.
Особое мнение. Выходит, фордовский Ka II выигрывает у близко родственного 500 по части держания дороги, управляемости и плавности хода. Но как считают обозреватели, уступает «фиату» во внешней привлекательности. Проигрывает по «пассивной» технике безопасности, а также в информационно-развлекательном и комфортном оснащении. Хотя здесь вопрос лишь в том, какую сумму вы готовы отдать за новую легковушку. Выбираете исполнение покруче – вроде Zetec – и получаете кондиционер («климат-контроль» за доплату), электростеклоподъемники, боковые «подушки», электропривод боковых зеркал, легкосплавные колеса и др. удовольствия. Предлагается даже кожаная обивка сидений – как люкс-опция.
Забавная и симпатичная машинка, которую так и подмывает назвать дамской. Однако о каких дамах речь? Швейцарских? Или из княжества Монако? Если да, то фордовский Ka II в самый раз для них – лучше с турбодизелем Multijet. Желательно также предусмотреть гидромеханический «автомат» или вариатор CVT, чтобы европейским прелестницам не мучиться с непослушной «ручкой».
А для лучшей половины российского народа? Да что вы в самом деле… Шлифовать на таком Ka гололед по 5 месяцев в году? И шарахаться в транспортном потоке от каждого обормота за рулем Pajero 18-летней давности? Боюсь, такие автомобильчики вообще не попадают в отечественную дорожную реальность; мало нам славной «оки»? Разве что отдельно на лето… Тогда как на зиму – тот самый Panda, который стоИт за «фиатом» 500 и «фордом» Ka. Но строго в исполнении 4 х 4 - без глупостей.
Забавный и привлекательный "малыш" - и спереди, и сзади.
Фото FIAT, Ford.